

Вяло говорил про вчерашнее. Потом оба они как-то нечаянно брали
в руки - один балалайку, другой гитару - и переигрывали разные
номера. Каждый номер они играли уже бессчетное количество раз,
н о . . . все равно нечего было делать. А смотришь: в процессе игры
то один, то другой придумывают новое коленце - н о ше вариации,
оттенки, украшения - вот уже как будто удовольствие.
Яшка, быстро перебирая пальцами по грифу балалайки, сидел
как-то сгорбившись, откинув в упоении голову назад и немного
вбок, и ожесточенно, точно в судороге, быстро бил по отрунам ви-
хляющимися пальцами правой руки.
"Как он ловко... черт!" - восхищался Васька и пытался не от-
ставать в искуостве.
"Яков Ильич, - спрашивал он, - зачем это ты мизинец отгиба-
ешь?"
"Для форсу".
"А что это у тебя за колечко с красным камушком?"
"Это, брат, секрет", - отвечал Яшка и наставительно объяснял:
"Ты не подумай чего другого... Кольцу рупь цена, но это для
посетителей: пусть думают - золотое. Когда бреешь, он смотрит
на руки, ну - видит кольцо. Это важно. Значит, мастер руки в чи-
стоте держит, интеллигентный. Доверия больше. Пониме?"
"Ах ты, фокусник!" - восклицал Васька и тут же решал, что ему
тоже, пожалуй, надо обзавестись кольцом, да еще, чтобы перещего-
лять патрона, отрастить на мизинце ноготь, как делал один бан-
ковский конторщик, важный барин, Ваоькин клиент. •
Приходили посетители. Яшка предпочитал сидеть с балалайкой в
с§оей комнатке, а с посетителем, если он был один, управлялся
подмастерье. Если же входил еще посетитель, Васька взывал к па-
трону:
"В зал!".
Тогда Яшка равнодушно клал балалайку на стул и степенно шагал
в зал.
Свое занятие Яшка ненавидел всеми фибрами души. Головы и бо-
роды, которые ему приходилооь стричь и брить, казались ему чем-
то вроде египетской казни. Порой, особенно после изрядной пируш-
ки, представленная ему для обработки голова вызывала в душе яро-
стное желание бить эту голову ножницами, щипцами, чем попало.
Однако Яшка овладевал собой и, стараясь быть вежливым, интелли-
129