

мы ее не пустим в школу». Вот тебе и майра! Ха-ха!.—доволь-
ный, рассмеялся богатей.
- — Выходит, только твоему сыну дозволено учиться, ты бо-
гатый. А дочка Метри пусть неграмотной остается, так, что
ли?—опять раздался голос того же мужчины.—Славненько ты
все решил: ты человек, остальные — овцы?
Шешле, не зная, кто это говорит, злобно оглядел мужиков.
— А на что ей грамота, нищенке этой? Добро считать — так
ведь у него шаром покати в доме-то. Ну, поповской дочери 'по-
нятно, надо знать грамоту, иначе ей не выйти з амуж за попа.
Хозяйской дочери тоже надо счет знать — деньги
считать.
А темные чувашки и без грамоты хорошо прядут на штаны да
на мешки...
Мне до слез было обидно слышать слова Шешле. Отец тоже
сидел пунцово-багровый. Вот он не выдержал, встал и, будто
не видя ничего перед собой, побрел к дому. Я за ним. Всю доро-
гу мы шли молча.
Вечером я долго не могла заснуть, заново переживая собы-
тия сегодняшнего дня. Вспомню учительницу — и на душе
радостно, вспомню попа и Шешле — радости как не бывало и
сон не идет.
Отец тоже не спит, ворочается с боку на бок на нарах. Вдруг
слышу, говорит:
— Мать, Марфу завтра в школу не пускай.
— Почему?—удивленно спрашивает мать.—Ведь она уж
больно рвется. Пусть ходит...
— Поп ее все равно выгонит. Шешле его науськал. Уж пусть
по своей воле бросит школу...
Я, уткнувшись в подушку, горько з аплакала. Мать ласково
обняла меня и принялась уговаривать:
— Не плачь, дочка, на будущий под пойдешь.
Отец, видимо, услышал слова матери и еще раз твердо
повторил:
— Не пускай девчонку в школу...
МАЛЕНЬКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА
Наутро мать ь самом деле не пустила меня в школу, а по-
слала за водой к роднику. Иду я с ведрами, навстречу ребята
с сумками — в школу идут. И так ,м,не стало больно за себя,
что я не выдержала, заплакала. Д а же Семук, вон, идет
учиться, а я...
После обеда, когда ученики вернулись из школы, я помча-
лась к Кате.
143