

•бык, М
'ОЛ
'Итву. Третьеклассники подхватили ее своими тонкими
.голосами.
После молитвы у третьего класса начался урок закона бо-
жия. Вел его, конечно, поп. А с нами занималась учительница.
Каждому раздала по доске, грифелю, линейке, сама взяла длин-
ную линейку и провела на большой черной доске четыре линии.
То же самое велела сделать и нам. Мы с усердием взялись за
дело. В классе тихо, только зычный голос попа рубит и рубит
какие-то непонятные слова. Но вот он замолк и начал спраши-
вать ребят. Первый же ученик не сумел ответить на вопрос
попа.
— Ты чем же слушал, поросенок?—заорал на него поп и с
размаху ударил мальчика книгой по щеке. От испуга мы под-
прыгнули на своих местах, а Катя вся побледнела. Но все зани-
мались своими делами. Учительница тоже, не обращая внима-
ния на все это, стала собирать у нас доски, линейки, грифели...
После перемены она раздала их третьеклассникам, а за нас
взялся поп. Так же громко и непонятно, как и для третьего клас-
са, он говорил о боге и царе. Я старалась слушать его изо всех
сил, но все равно ничего не поняла и не запомнила. Напоследок
поп несколько раз заставил нас повторить такую фразу: «Бога
надо бояться, а царя почитать!» А потом — каждого в отдельно-
сти. У меня от страха пересохло во рту и язык прирос к небу,
и я еле-еле выговорила требуемую фразу. Когда ее произнесли
все, поп заставил нас перекреститься. До этого мне ни разу не
приходилось креститься, и я сложила
вместе не три пальца,
а два. Поп, заметив это, как на крыльях подлетел ко мне, боль-
но ухватил мои три пальца и сжал вместе, а два других прижал
к ладони. Вдобавок стукнул по голове. Сердце у меня прямо
оборвалось.
— Ну, крестись, крестясь, нехристь ты эдакая !—кричит на
меня поп, а глаза у него точно у голодного волка, вот-вот про-
глотит меня.
Я с перепугу опять все перепутала: вместо того, чтобы опус-
тить руку со лба на грудь, я занесла ее сразу к правому плечу.
Поп яростно схватил мою руку и изо всей силы стукнул ею
мне в грудь. Мне стало очень больно, я чуть не заплакала в
голос.
— Не научишься креститься — поставлю на горох на коле-
ни!—пригрозил мне поп.
Мне показалось, что два часа, которые учил нас поп, были
вечностью. Я вздохнула полной грудью, когда за ним захлопну-
лась дверь. И снова с нами стала заниматься красивая и добрая
учительница: третьему классу она задала задачи, а нас заста-
139