Previous Page  46 / 362 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 46 / 362 Next Page
Page Background

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Образование слов, относящихся к категории имен суще-

ствительных, происходит разными способами:семантическими

(например, посредством

переосмысления

прежних слов),

синтаксическими или лексико-синтаксическими (например,

посредством образования сложных слов типа:

каюра

(кай-ура)

„землеройка",

кёддепит

„бесстыдник, бесстыжий", буквально:

„войлок-лицо"); посредством субстантивации других частей

речи (вроде:

касиалакан

„плотник",

туртмалли

„курево",

утла

„всадник, верховой"), морфологическими и даже фоне-

тико-морфологическими (например, посредством удлинения

согласных звуков:

апат тута

„вкус пищи",

апат тутти

„сытость еды"). Из морфологических способов в чувашском

языке применяется аффиксальное словообразование. В сов-

ременном языке, особенно в научно-техническом стиле,

широко применяется и словосложение, например:

усентаран

„растение",

пилёкдуллах

„пятилетка",

вунакунлах

„декадник".

АФФИКСАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

В системе аффиксального образования имен существи-

тельных могут быть выделены следующие основные группы:

1. Способы аффиксального образования названий лиц.

2. Способы аффиксального образования названий предме-

тов (в том числе орудий действия).

3. Способы аффиксального образования названий действия

или результата действия.

4. Способы аффиксального образования слов с отвлечен-

ными понятиями.

5. Способы аффиксального образования имен цели и

назначения.

<

6. Способы образования

слов посредством аффиксов,

вносящих эмоциональную окраску.

Способы словообразования различаются продуктивные и

непродуктивные. Их следует различать по двум соображе-

ниям: во-первых, для практических целей—чтобы указать,

можно ли воспользоваться тем или иным из них для обра-

зования новых слов; во-вторых, для того, чтобы показать

язык в развитии, в исторической перспективе.

Основное различие между продуктивными и непродуктив-

ными способами словообразования можно показать на сле-

дующем примере. В чувашском языке нет слова

кедрлах,

образованного с помощью живого аффикса от существитель-

ного „кедр". Если же кем-нибудь это слово было бы упо-

треблено, то оно безусловно будет понято, как „кедровый

лес", „кедровая роща", слово же

кедрсар,

образованное от

того же слова посредством неживого аффикса

-cap

(ср.

44