Previous Page  87 / 196 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 87 / 196 Next Page
Page Background

Часть вторая.

€ cj>u^ouce, » C f a ^ c e ^ a . З Ь * р т г г л4

9

Зачем - надоело? Перевернул и снова крути... Тем более

что новое - это хорошо артикулированное старое. Смещение акцен-

та (как и в "бородатом" анекдоте про любовь "по-грузински", с

громоздким развёртыванием заздравного тоста в интимную метафору)

ведёт к последствиям непредсказуемым. В "Зеркале", например,

мальчик читает знаменитое письмо, не подозревая - благодаря ре-

жиссёру - насколько и чем оно знаменито. И вместе с ним мы начи-

наем неправильно интонировать, плутать в периодах, спотыкаться.

Мысль Пушкина отдаляется, ускользает, чтобы её не упустить,

удержать в привычном фокусе (не двоись!) - требуются усилия.

Эпизод этот - прекрасная иллюстрация к тому, как вообще

поступает искусство, вынужденное - и в этом его могущество, и

прелесть, и ограниченность - строить искусные ловушки ("зоны"),

втягивая инертное обыденное восприятие в сопереживание. Оно

изолирует жизнь в модель, в сюжет, в композицию и пр., как бы

вынося смысл рассказываемого за скобки, образуемые условностью

формы, - так, чтобы у смотрящего (или читающего, или слушающе-

го) возникало по ходу дела желание скобки эти раскрыть - тире-

вернуть жизни её непрерывность-тиле-статику смысла. В простран-

стве, организуемом этими противонаправленными задачами, и тво-

рит художник, по мере сил сокращая расстояние, отделяющее его

от демиурга. Ибо читатель (или зритель, или слушатель) с по-

мощью нехитрых маневров в искривлённом "поле чудес" и про-

изводит воспринятое в ранг совершенства.

Расхрабрившись, творец может (особенно, если развязка

близко) принести одну из "скобок" в жертву, намекнуть, дать по-

нять что к чему. Может пересечь демаркационную линию и, обезо-

ружив себя, перейти к прямому "наукочению", т . е . к проповеди,

чему примеров более чем. А может только сделать вид, ч т о . . .

А может... Короче говоря, он способен на любые уловки, глупос-

ти и безумства. В принципе. На деле же, если он хочет остаться

художником, то должен повиноваться самому себе, для чего и су-

ществует целый перечень правил "хорошего" тона". Игра есть игра,

и горе тому, кто бунтует против её природы негодными средствами;

он ведёт себя неприлично, как тот, кто в доме повешенного гово-

86