Previous Page  83 / 196 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 83 / 196 Next Page
Page Background

jj^ZS^-

v

тз-лк&р

/

s /

^

(Несанкционированное

введение в поэтику)

Предисловие Необязательное

1 . Пользуясь метафорой из эпиграфа к "Зеркалу":

гипнотическое искусство Тарковского возымело на

критику (отечественную par excellence) действие

обратное - заикание продолжается,и пуще прежне-

го. Только недоумение сменяется дифирамбом, и

т . д . и т . п . , а контрольный пакет акций "на"

творчество мастера приобретает богословский (пра-

вославный) дискурс. Не учитывать сей курьёзный

аспект, значит - лишить себя удовольствия игры с

ним. Почему бы и нет? Продлевая мысль Барта:

" . . . в компетенции критика находится не смысл про-

изведения, но смысл того, что критик о нём гово-

рит", - и к а к говорит. Ретроспективно - ниже-

следующий текст выговаривается,как завуалирован-

ный (внутренний) диалог с преднайденным (сущест-

вовавшим уже, до ).

2 . Ещё более определённо. Дело не столько в Тар-

ковском, сколько в п о н и м а н и и . Когда

дзенскому монаху надо было согреться, он развёл

костёр из деревянного изображения Будды в буддий-

ском храме (в пику благодетелю европейского чело-

вечества Прометею). Сознание, привязанное,пускай

к великому, уже не свободно, уже ограничивает

самое себя. Это не означает - круши кумиров, но -

не сотвори кумира себе. Не соблазнись.

82