Previous Page  63 / 216 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 63 / 216 Next Page
Page Background

ся, кто должен Первый признаться — парень Пли девушка')»,

«Как жить, чтоб никогда не разлюбить друг друга?», «Что та­

кое, на ваш взгляд, счастье?», «Совместимы ли настоящая любовь

и ревность?», «Кого можно называть настоящим человеком?»,

«Можно ли всю жизнь прожить честно, без лжи и обмана, или

это абсурд?». И даже: «Если парень разлюбил, как его приво­

рожить обратно?» О-го-го, еще и не то спрашивают... И ответы

им подавай не книжные,— про героев произведений они и сами

все знают, а вот: «Как сами думаете, Андрей Васильевич?» И

приходится думать.

Все, все на свете волнует ребят, вступающих в самостоятель­

ную жизнь, им непременно надо знать, с кого делать эту самую

жизнь, чтоб потом не разочароваться, не сломаться... Сколько

детей — столько и характеров, столько же и вопросов...

Нет, его факультативы — это разговор по душам, на равных.

И спорят порой до хрипоты, не приходя к общему мнению, да и

не нужно, чтобы все они походили друг на друга, как стершиеся

пятаки... На этих уроках мнение Андрея Васильевича, конечно,

весомо, но не бесспорно. Он и не старается навязать классу свое

единственное мнение. «Пусть учатся мыслить, помогать друг

другу советом, конкретным делом, учатся преодолевать прегра­

ды на пути к мечте, не прятать голову под крыло в самых тя­

желых жизненных обстоятельствах,» — вот в чем видел Андрей

Васильевич главное значение своей работы, а не только в том,

чтобы научить их правильно анализировать образы «лишних

людей» да грамотно писать сочинения, где нет ни одной незаем­

ной, свежей мысли.

Тогда почему Кронид Евграфович считает, что он занимается

никчемным делом? Конечно, идти по гладкой дороге педагогики

куда легче: все проверено, апробировано, ни один инспектор не

подкопается.

А

у него на уроках — шум, гам, споры... Но если

жить без огня сейчас, смолоду, то кем он станет лет через трид­

цать? Вторым Кузьмой Афанасьевичем, над которым посмеива­

ются и учителя, и ученики? Нет уж, увольте от такой светлой

перспективы! Тогда лучше в пастухи пойти. Хотя какие сейчас в

современной деревне пастухи?

Орудие у учителя одно — слово! Честное, правдивое, страст­

ное! А главная цель его работы — человек завтрашнего дня,

тот, кто вступит в новое столетие, кто примет на плечи заботы

страны и мира. И потому учителю не пристало жить за высоким

забором своей эрудиции, своих знаний, смотреть на детей свы­

сока, иначе скоро за такой забор перестанет заглядывать сол­

нечный свет. Учитель должен быть чуток, как сейсмограф, и

откликаться на любые, даже едва заметные колебания души ре­

бенка. Сеять и сеять «семена разумного, доброго, вечного»... А

отдача здесь может быть лишь одна — память, которую проне­

сут о тебе ученики, если научил ты их ценить жизнь и самое

главное в ней — человека. Вот тогда учитель может сказать, что

не напрасно прожил жизнь, сжигал нервы и сердце, и труд его

не пропал зря...

59