

Советую вам побывать на уроках Андрея Васильевича, а потом
потолкуем, обобщим мнения,— Он повернулся к молодому учи
телю: — А вы, Андрей Васильевич, не обижайтесь. Коллектив
обсудит, даст своюоценку вашей работе, может быть, что-то под
скажет, что-то кто-нибудь позаимствует у вас. Мы работаем в шко
ле много лет, некоторые даже по три десятка. Повидали всякое...
И скажу вам, нет ничего дороже и важнее спаянного коллекти
ва единомышленников. Потому мы и должны работать рука об
руку, помогая друг другу, предостерегая от ошибок, поправляя,
если в том возникает нужда. Поймите это, Андрей Васильевич,
и постарайтесь сделать для себя правильные выводы. Умение
«болеть» -душой за свое дело — качество, разумеется, хорошее,
но смотрите, чтобы это качество не переросло в гордыню: я, мол,
такой новатор, искатель, а все вокруг — пни замшелые...
В учительской снова вспыхнул смех,-^- видно, тема была не
новая и давно наболевшая. Кронид Евграфович опять глубоко
вздохнул, словно ему самому было малоприятно говорить все это
молодому учителю, и захлопнул свою записную книжку, где бы
ли записаны вопросы, обсуждавшиеся на педсовете.
— Ну что, дорогие товарищи, по домам? — подвел он черту...
...И вот теперь Андрей Васильевич ломает голову, с какой
это стати завел Куницын о нем разговор на педсовете. Чем уж
он так не угодил Крониду Евграфовичу? Ну, с Кузьмой Афа
насьевичем дело ясное: у него никогда не было своего мнения,
но ведь завуч — человек неглупый, с чего же он взъелся на него?
Может, в самом деле зря он тратит в сельской школе время
на все эти факультативы вне программы, вернее, сверх програм
мы? Устраивает диспуты, подкидывает каверзные вопросы, за
ставляет ребят думать, размышлять, спорить, жадно искать от
веты на вопросы в книгах, в жизни села, всей страны? Но что
же в этом предосудительного? Ведь он исподволь, ненавязчиво
учит их быть щедрыми на душевное тепло, -оценивать свои по
ступки, соизмеряя их с жизнью любимых героев, пытается на
учить их мыслить по-своему, а не по писанному в книгах. И пусть
пока коряво, негладко высказывать то, что наболело в душе,
что волнует и заботит дётей. Детей? Он усмехнулся своему опре
делению. Какие они дети? Через полгода они уйдут во взрослую
жизнь, где не будет скидок на юношеский возраст, и они долж
ны научиться отстаивать свои убеждения уже сейчас...
Чего только не случается в школе: и радостного, и горького,
и смешного до слез. Вон две недели назад шестиклассники Ва
сильев и Табуков подрались, носы друг другу расквасили, и те
перь еще дуются, как молодые петухи, друг на друга не смот
рят. А из-за чего? Поди догадайся, что причиной тому явилась
соседка Васильева по парте — Hafaina... Bor тебе и детишки! А
они влюбляются, ревнуют, страдают... Конечно, не так, как
взрослые, но кто разумный возьмется оспаривать, что менее
сильно, ведь у них все это — в первый раз?
А сколько вопросов задают ему его «дети»! Иной раз голова
кругом идет... И юноши с девушками наперебой: «Если влюбишь