

...Лариса Патракова
. . . Заторопилась через мост -
в гору, к Собору. Вошла в него,
поднялась на леса: первый, второй
ярус - всё вше • выше, всё труд-
нее дышать... Вот • барабан: на
меня омотрит Господь - между нами
нет расстояния. Но чтобы взглянуть
Ему в глава - надо лечь на спину
на доски лесов...
"Господи, помоги нам всем..."
И не знав, что сказать дальше, о
чём просить...
И Господь услышал меня: под
Его взглядом я уснула глубоким,
счастливым детским сном на пятом
ярусе лесов внутри Собора Рождест-
ва Богородицы Ферапонтова монасты-
р я . ..
Собор наш существует 500 лет,
и его истинное место в общей сис-
теме культуры только-только начи-
нает проясняться. Собор стоит ров-
но в середине тысячелетнего хрис-
тианского пути Руси: в 1488 году
его начали возводить ростовские
мастера, а в 1490 году строитель-
ство было завершено.
Возведение Собора связано с
ростовским князем Оболенским, ко-
торый постригся в нашем монастыре
под именам ИоасафаЛ в монастыре
ферапонтовом Ферапонтовой, я в
культуре русской ИоасаФ
занял свое
место: скромное и очень достойное.
Попутно замечу, что многие пред-
ставители рода Оболенских на про-
тяжении нескольких столетий вноси-
ли свой вклад в строительство рус-
ской культуры. А в нашем монастыре
с благодарностью помнят князя Алек-
сея Васильевича Оболенского, кото-
рый в Начале 20-го столетия возгла-
вил комитет по восстановлению Фера-
понтова монастыря и много преуспел
в своей деятельности.
В 1502 Дионисий с сыновьями
Владимиром, Феодосием, Андреем, с
другими - безымянными помощниками
- Собор расписывает.
С тех пор сказано достаточно
и точных, и общих слов о гении Дио-
нисия, о его мудрости, о красоте
его росписей. Мы не устаём говорить
в экскурсиях, что на территории
нашей страны нет больше памятников
средневековой живописи, которые бы
сохранились в таком полном компози-
ционном составе и объёме, как в Со-
боре Рождества Богородицы Ферапон-
това монастыря. Но что стоит за
этими словами?
Движение нашей кивни, наше ос-
мысление бытия задано там, в глуби-
не столетий, другими лвдьмв:, пред-
шественниками... И так уж сложилось,
что вся древнерусская философия,
все глубинные идеи русской жизни
были выражена прежде всего и пол-
нее всего в иконописи и стенописи.
Именно через изобразительный образ
на протяжении столетий русский че-
ловек воспринимал главные, органи-
зующие понятия человеческой личнос-
ти: свободу, добро, краооту, поря-
док, волю, правду, любовь - и всё,
что им противостоит. Живопись во-
брала в
(
себл и философию, и поэзию,
и музыку. А визуальная грамотность
была очень высока. Видеть умели;
без этого человек чувствовал себя
беспомощным (как в наше время не
умеющий читать и писать). Видеть
учили, учила этому жизнь, весь её
круговой, размеренный ход, весь
137