Previous Page  142 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 142 / 190 Next Page
Page Background

...Лариса Патракова

. . . Заторопилась через мост -

в гору, к Собору. Вошла в него,

поднялась на леса: первый, второй

ярус - всё вше • выше, всё труд-

нее дышать... Вот • барабан: на

меня омотрит Господь - между нами

нет расстояния. Но чтобы взглянуть

Ему в глава - надо лечь на спину

на доски лесов...

"Господи, помоги нам всем..."

И не знав, что сказать дальше, о

чём просить...

И Господь услышал меня: под

Его взглядом я уснула глубоким,

счастливым детским сном на пятом

ярусе лесов внутри Собора Рождест-

ва Богородицы Ферапонтова монасты-

р я . ..

Собор наш существует 500 лет,

и его истинное место в общей сис-

теме культуры только-только начи-

нает проясняться. Собор стоит ров-

но в середине тысячелетнего хрис-

тианского пути Руси: в 1488 году

его начали возводить ростовские

мастера, а в 1490 году строитель-

ство было завершено.

Возведение Собора связано с

ростовским князем Оболенским, ко-

торый постригся в нашем монастыре

под именам ИоасафаЛ в монастыре

ферапонтовом Ферапонтовой, я в

культуре русской ИоасаФ

занял свое

место: скромное и очень достойное.

Попутно замечу, что многие пред-

ставители рода Оболенских на про-

тяжении нескольких столетий вноси-

ли свой вклад в строительство рус-

ской культуры. А в нашем монастыре

с благодарностью помнят князя Алек-

сея Васильевича Оболенского, кото-

рый в Начале 20-го столетия возгла-

вил комитет по восстановлению Фера-

понтова монастыря и много преуспел

в своей деятельности.

В 1502 Дионисий с сыновьями

Владимиром, Феодосием, Андреем, с

другими - безымянными помощниками

- Собор расписывает.

С тех пор сказано достаточно

и точных, и общих слов о гении Дио-

нисия, о его мудрости, о красоте

его росписей. Мы не устаём говорить

в экскурсиях, что на территории

нашей страны нет больше памятников

средневековой живописи, которые бы

сохранились в таком полном компози-

ционном составе и объёме, как в Со-

боре Рождества Богородицы Ферапон-

това монастыря. Но что стоит за

этими словами?

Движение нашей кивни, наше ос-

мысление бытия задано там, в глуби-

не столетий, другими лвдьмв:, пред-

шественниками... И так уж сложилось,

что вся древнерусская философия,

все глубинные идеи русской жизни

были выражена прежде всего и пол-

нее всего в иконописи и стенописи.

Именно через изобразительный образ

на протяжении столетий русский че-

ловек воспринимал главные, органи-

зующие понятия человеческой личнос-

ти: свободу, добро, краооту, поря-

док, волю, правду, любовь - и всё,

что им противостоит. Живопись во-

брала в

(

себл и философию, и поэзию,

и музыку. А визуальная грамотность

была очень высока. Видеть умели;

без этого человек чувствовал себя

беспомощным (как в наше время не

умеющий читать и писать). Видеть

учили, учила этому жизнь, весь её

круговой, размеренный ход, весь

137