Previous Page  137 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 137 / 190 Next Page
Page Background

креста, вставленного Кириллом, но, в про-

тивоположность Ферапонту, находит безрадос-

тный, "безводный в бесхолмный" пейзаж —

пейзаж крайнего отречения. Его жилище ещё

более "тесное • жёсткое", чем первая Кирил-

лова хижина. Здесь, на реке Сорке, Нил ос-

новывает первый русской скит - некий ком-

промисс между полным отшельничеством и

"общин житиен". Основатель скита • пришед-

шие к нему (Нил их экзаменовал) селились

вокруг общей церкви в отдельных хижинах.

Хижины стояли друг от друга на таком рас-

стоянии, чтобы можно было услышать громкий

голос, но молитву - нельзя.

В отличие от большинства святых рус-

ского Севера, Нил оставил после себя зна-

чительное письменное наследие. Окружённый

чахлыми деревьями и унылыми болотами, он

пишет свои многочисленные послания и зна-

менитый впоследствии монастырский "Уотав",

излагая идеи нестяжательства, смирения,

кротости и терпения. Эпиграфом к его уче-

ние можно было бы поставить евангельское:

"Когда Я посылал вас без мешка и без сумы

и без обуви, имели ли вы в чём недостаток?

Они отвечали: ни в чём" (Лука. 22.35).

Обычно учение Нила резко, дранатично

противогоставляет учению св.Иосифа Волоц-

кого, про которого можно сказать, что он

довёл дс логи«вского завершения "деятельную

линию" Сергия Радонежского.

Эта противоположность Нила и Иосифа

часто преувеличивается - и идейный конф-

ликт во многом был развит уже позднее, их

учениками.

Оба они - "наследники" Сергия. Оба

протравлены Церковью как святые. У них об-

щая „ель - торжество христианства на Руси.

Оба недо1|рльны существупцим спустя век пос-

ле смерти Сергия порядком.

Иосиф, в 20 лет став монахом, в 40 по-

кидает Москву и странствует по Северу, где

ему, кстати, особенно полюбился Кириллов

монастырь (Шиш он уже в это время не уст-

раивает) 3 это же время он вынашивает свои

идеи сильной, владетельной, могущественной

Церкви. При этой он убеждён, что

мона-

хи должны быть л и ч н ы м и

"нестяжате-

лями" и не иметь своей собственности. Дру-

гое дело -

монастырь.

Вернувшись из северних странствий, он

основывает в подмосковном Волоколамске свой

монастырь, традиционно посвятив главный

храм Богородице. Своим монахам Иосиф эапре-

СГД1

по.

CAi^i ы! tej K,urj,mi|u li

к(3 ж Кщ н « з umu r i, с-Л-i

-ifcoriu

лншенн шсте; СЭпи

р'!нид: нпнссшжс.

9 /22/ сентября -

Прп. Иосифа, игум. Волоцкого,

чудотворца /1!315/

132