

креста, вставленного Кириллом, но, в про-
тивоположность Ферапонту, находит безрадос-
тный, "безводный в бесхолмный" пейзаж —
пейзаж крайнего отречения. Его жилище ещё
более "тесное • жёсткое", чем первая Кирил-
лова хижина. Здесь, на реке Сорке, Нил ос-
новывает первый русской скит - некий ком-
промисс между полным отшельничеством и
"общин житиен". Основатель скита • пришед-
шие к нему (Нил их экзаменовал) селились
вокруг общей церкви в отдельных хижинах.
Хижины стояли друг от друга на таком рас-
стоянии, чтобы можно было услышать громкий
голос, но молитву - нельзя.
В отличие от большинства святых рус-
ского Севера, Нил оставил после себя зна-
чительное письменное наследие. Окружённый
чахлыми деревьями и унылыми болотами, он
пишет свои многочисленные послания и зна-
менитый впоследствии монастырский "Уотав",
излагая идеи нестяжательства, смирения,
кротости и терпения. Эпиграфом к его уче-
ние можно было бы поставить евангельское:
"Когда Я посылал вас без мешка и без сумы
и без обуви, имели ли вы в чём недостаток?
Они отвечали: ни в чём" (Лука. 22.35).
Обычно учение Нила резко, дранатично
противогоставляет учению св.Иосифа Волоц-
кого, про которого можно сказать, что он
довёл дс логи«вского завершения "деятельную
линию" Сергия Радонежского.
Эта противоположность Нила и Иосифа
часто преувеличивается - и идейный конф-
ликт во многом был развит уже позднее, их
учениками.
Оба они - "наследники" Сергия. Оба
протравлены Церковью как святые. У них об-
щая „ель - торжество христианства на Руси.
Оба недо1|рльны существупцим спустя век пос-
ле смерти Сергия порядком.
Иосиф, в 20 лет став монахом, в 40 по-
кидает Москву и странствует по Северу, где
ему, кстати, особенно полюбился Кириллов
монастырь (Шиш он уже в это время не уст-
раивает) 3 это же время он вынашивает свои
идеи сильной, владетельной, могущественной
Церкви. При этой он убеждён, что
мона-
хи должны быть л и ч н ы м и
"нестяжате-
лями" и не иметь своей собственности. Дру-
гое дело -
монастырь.
Вернувшись из северних странствий, он
основывает в подмосковном Волоколамске свой
монастырь, традиционно посвятив главный
храм Богородице. Своим монахам Иосиф эапре-
СГД1
по.
CAi^i ы! tej K,urj,mi|u li
к(3 ж Кщ н « з umu r i, с-Л-i
-ifcoriu
лншенн шсте; СЭпи
р'!нид: нпнссшжс.
9 /22/ сентября -
Прп. Иосифа, игум. Волоцкого,
чудотворца /1!315/
132