

цнл иметь даже книга и иконы - всё общее.
(В старости, правда, он уже терпимее отно-
сится к личной собственности монахов.)
Здесь, в Волоколамске, Иосиф вынашивает и
пропагандирует свои идеи "сильной Церкви"
причём вовсе не в угоду московской власти,
а в пику ей, мечтая о теократическом госу-
дарстве. История показала, что деятельная,
политизированная церковь вынуждена была
вступить в союз с московским царём, и в
"православном царстве" главный акцент пал
всё-таки на царство, а потом уже на право-
славие.
О судьбе Нила известно намного меньше,
чем об Иосифе: он далёк о тмосковской поли-
тической жизнь. Но многое известно о его
напряжённом, богатом внутреннем мире, в ко-
тором главенствовали смирение и любовь.
Он выступает, едва ли не единственный
в русской истории, против церковных украше-
ний, логично продолжая принципиальную "не-
стяжательную" линию. (Иосиф же пышно отде-
лал свой монастырский храм.) Учителем Нил
сеЗя н е считал ("Есть только один Учитель -
Xpicroc") и просил обращаться к нему "брат".
Нил проявляет широкую терпимость в во-
просах чистоты православия, призывая макси-
маньно мягко отнестись к новгородской ереси,
потрясшей в то время русскую Церковь (Иосиф
предлагает смертную казнь.) Ученики Нила
идут ещё дальше - укрывают в своём скиту
беглых еретиков. Нил продолжает северную
традицию пренебрежительного отношения к
своему телу и завещает выбросить свой труп
в ро£ - н о его, конечно, не слушаются и пос-
ле смерти хоронят в монастырском храме.
Два крайних взгляда на образ монашеской
жизни в результате всё-таки сталкиваются.
Победа остаётся з а идеями Иосифа. Московская
власть н е сразу научилась использовать
"иосифлянство" и сперва даже поддерживала
"неотяжателей", надеясь устранить таким_об-
разом политическую конкуренцию с о стороны
Церкви. Кпамяти Нила Сорского тепло относил-
ся Иван Грозный, который, кажется, тонко по-
чувствовал своеобразие святого: о н решил по-
строить над гробницей Нила каменный храм, н о
затем оставил старый, деревянный, заявив,
что ему в о сне явился снятой и запретил рас-
точительное строительство. В ХУИ1 веке камен-
ный храм всё-таки строят, но очень долго -
стены не раз обваливаются.
Образ Нила Сорского с его широтой,
терпимостью, высотой духа стал необычайно
К О Н Д 4 К % М
Г*
ДдГОДДТЬ ДДТН БО^ОТ'КкЪ, ДОДГШКЪ ApfKHH^'4,
KC'I^'A Д0ДГШ82 p'fcilHTfAb ЧЕЛОЯ'Кки'ЛД!, ЛрЖДС
(око нк оШиндшым г тоги ) кдгоддтн ,
И
р»з -
дрдк ърУкомнсдше ,
(ль'иинт г w
снцс
:
Лдднд$|* .
133