Previous Page  138 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 138 / 190 Next Page
Page Background

цнл иметь даже книга и иконы - всё общее.

(В старости, правда, он уже терпимее отно-

сится к личной собственности монахов.)

Здесь, в Волоколамске, Иосиф вынашивает и

пропагандирует свои идеи "сильной Церкви"

причём вовсе не в угоду московской власти,

а в пику ей, мечтая о теократическом госу-

дарстве. История показала, что деятельная,

политизированная церковь вынуждена была

вступить в союз с московским царём, и в

"православном царстве" главный акцент пал

всё-таки на царство, а потом уже на право-

славие.

О судьбе Нила известно намного меньше,

чем об Иосифе: он далёк о тмосковской поли-

тической жизнь. Но многое известно о его

напряжённом, богатом внутреннем мире, в ко-

тором главенствовали смирение и любовь.

Он выступает, едва ли не единственный

в русской истории, против церковных украше-

ний, логично продолжая принципиальную "не-

стяжательную" линию. (Иосиф же пышно отде-

лал свой монастырский храм.) Учителем Нил

сеЗя н е считал ("Есть только один Учитель -

Xpicroc") и просил обращаться к нему "брат".

Нил проявляет широкую терпимость в во-

просах чистоты православия, призывая макси-

маньно мягко отнестись к новгородской ереси,

потрясшей в то время русскую Церковь (Иосиф

предлагает смертную казнь.) Ученики Нила

идут ещё дальше - укрывают в своём скиту

беглых еретиков. Нил продолжает северную

традицию пренебрежительного отношения к

своему телу и завещает выбросить свой труп

в ро£ - н о его, конечно, не слушаются и пос-

ле смерти хоронят в монастырском храме.

Два крайних взгляда на образ монашеской

жизни в результате всё-таки сталкиваются.

Победа остаётся з а идеями Иосифа. Московская

власть н е сразу научилась использовать

"иосифлянство" и сперва даже поддерживала

"неотяжателей", надеясь устранить таким_об-

разом политическую конкуренцию с о стороны

Церкви. Кпамяти Нила Сорского тепло относил-

ся Иван Грозный, который, кажется, тонко по-

чувствовал своеобразие святого: о н решил по-

строить над гробницей Нила каменный храм, н о

затем оставил старый, деревянный, заявив,

что ему в о сне явился снятой и запретил рас-

точительное строительство. В ХУИ1 веке камен-

ный храм всё-таки строят, но очень долго -

стены не раз обваливаются.

Образ Нила Сорского с его широтой,

терпимостью, высотой духа стал необычайно

К О Н Д 4 К % М

Г*

ДдГОДДТЬ ДДТН БО^ОТ'КкЪ, ДОДГШКЪ ApfKHH^'4,

KC'I^'A Д0ДГШ82 p'fcilHTfAb ЧЕЛОЯ'Кки'ЛД!, ЛрЖДС

(око нк оШиндшым г тоги ) кдгоддтн ,

И

р»з -

дрдк ърУкомнсдше ,

(ль'иинт г w

снцс

:

Лдднд$|* .

133