

ВОПЛОЩЕНИЕ А К АФИС ТА
В АРХИТ ЕКТУРЕ Ф Е Р АПОН ТОВА МОНАСТЫРЯ
i m "i I Ч и т т г г i I i if l i i T
" . . . никто не станет от-
рицать, что традиционная
культура - это прежде
всего культура, основан-
ная на священном тексте:
вне этой своей основы
она не только непонятна,
но, так сказать, вообще
не существует."
В.С.Семенцев
ХУ, ХЛ, первая половина ХУЛ
века поражают могучей концентраци-
ей традиции в стенах маленького
Ферапонтова монастыря. Вся жизнь
обители пронизана идеей совершен-
ства: осуществления человека по
образу и подобии Еожиему. И идея
эта зримо явлена во всём архитек-
турном ансамбле Ферапонтова мона-
стыря.
Первая каменная постройка мо-
настыря (1490 г.) - собор Рождест-
ва Богородицы, основу росписи ко-
торого составляет тема Боговопло-
щения, явленная в первую очередь
через композиции Акафиста Богоро-
дице. Но, основываясь на традиции
исполнения Акафиста, на его осмыс-
лении Дионисием, ясно понимаешь,
что сам Собор Рождества Богородицы
со всем, что составляет его содер-
жание и сущность, - одновременно
и архитектурное закрепление строф
Акафиста, прославляпцих Богородицу
как "одушевлённый храм", в простран-
стве которого зримо совершается чудо
воплощения Христа.
Но если рассматривать архитек-
турный ансамбль Ферапонтова монас-
тыря как цельное философское и смы-
словое явление, то текст Акафиста
я
дальше получает архитектурное "на-
I к о (
г
Kt.
owqif
TROI
ржтро, ^кллнм-л
ТА RCH,
гакш
И">ДУ|||(КЛГНМЫН
К0
КАЛНКГЛ
«утрок^, (ОДерЖДН
«(А
рУко»
ГДЬ,
WITH, прослд-
RH, и ндУчн
КСПНТИ
T
(R*£ Rffyi:
РДДУЙГА (MF
Hit ЕГЛ
н
СЛОВА:
рДдУЙСА,
СТДА СТЫЦ* КОЛММАА.
рддУйеА кокчсжс пезлдцгснный д^ол\»: рддУнсА
сокровнцк
-КИВОТА
нгисто||п'<мог. рддУнсА чтнмй
в*Снчс цдрсн рлгечегтнкы^*: рддУнсА
ЧССТНАА ПО-
пало
lepfgRi клгогеяНЬшы^ъ. рддУнсА цркк*
HI-
поколскнлшн столпс: рддУнсА цртв1А нсрУшнлиА
етНгно. рддУнгА, емже
RC^ARH^S'TCА ПОКНГДМ:
рДДУ'н(А, £»ЖС
НИЗПАДДКТЯ
нрлзй. рддУнгА,
Т
'КлД
MOflLU нрдчСЯАнТг рддУЙсА, дУ|1И
Л10СА
CRUHIf.
РддУнсА HfR^tTO Н f Hf R
f
t; [ТНдА.
139