

Ферапонт - выходец из автократичес-
кого рода - ещё юношей тайно бежит из род-
ного доыи в тот же Симонов монастырь, где
его, как и Кирилла, выделяет Серх-ий Радо-
нежский. Земной путь двух монахов, ушедших
к Белому озеру, закончился почти одновре-
менно: ферапонт умер в 1426 году, Кирилл -
в 1427.
Закончился он, правда, в разных мес-
тах: Кирилл так и не оставил избранного им
(и Богоматерью) Белозерьл, а Ферапонт вер-
нулся под Москву, в Можайск, уступив прось-
бам князя Андрея, - там ферапонт основал
ещё один монастырь и тоже посвятил его глав-
ный храм Богородице. У Белого озера Фера-
понт провёл десять лет, положив в основание
моиашеской жизни главный принцип - трудолю-
бие. По уставу, взятому у Кирилла, монахи
не имели личной собственности, а "для про-
питания" рубили лес или занимались рукоде-
лием. Своим расцветом монастырь обязан пре-
емнику Ферапонта, св.Мартиниану. Его совсем
юным родители, местные крестьяне, приводят
к Кириллу. После смерти учителя Мартиниан
уходит безмолвствовать в лес, но ферапонтов-
ские монахи, знавшие и любившие Мартшшани,
упрашивают его возглавить монастырь. Марти-
ниан умело ведёт монастырское хозяйство, он
принимает сёла, от которых прежде отказывал-
ся Ферапонт. .Вскоре бывший крестьянин стано-
вится духовником великого князя Василия Вто-
рого. Мартиниан даже помогает князь в его
борьбе за московский престол: снимает с не-
го "крестное целование", клятву в отказе от
притязаний на власть. Вместе с тем он со-
храняет независимость от Москвы и поаволяет
себе иногд резко критиковать князя: когда,
например, Василий Второй обманом захватил
бсшрина-измешшка, Мартиниан заставил его
отпустить пленного.Мартюшан под стирость
решает умереть у дойницы Сергия Радонежс-
кого, но он слишком привязан к родному Севе-
ру и возвращается в Ферапонтов монастырь.
Со временем этот монастырь прославится
восхитительными фресками Дионисия. Звонкие,
светлые, лёгкие и глубокие краски, прослав-
лякцие Богородицу, не случайно появились
именно здесь, а не в соседнем Кириллова*
монастыре.
Окрестности Белого озера с лёгкой руки
паломника прошлого века А.Н.Муравьёва стили
звать "русской :ивиидоЙ" - здесь было так
многб примеров высокой святости, что моста