Previous Page  126 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 126 / 190 Next Page
Page Background

книги

в

«кони) - в келье нельзя держать

даже вод;, если мучит жажда - СХОДЕ В

о б-

щую

трапезную. (Мёд

и

вино запрещены.)

Как и у Сергия, вое душевные движения на-

до открывать настоятелю,

и

даже письма и

подарки можно получать только через руки

Кирилла. Несмотря на эту внешни) стро-

гость, в обители преобладал дух радостной

любви.

Кирилл первым показывал пример кро-

тости

и

смирения. Так один из крестьян,

недовольный появлением монахов, пытается

сжечь их постройки. Кирилл, застигнув его,

не наказывает, а с любовью прощает - крес-

тьянин, потрясённый подобным отношением,

впоследствии сам становится монахом. Другой

эпизод связан с учеником, который

ненавидел Кирилла. Проницательный

**

игумен заметил недобрые чувства и обратился

к монаху с такими словами: "Не скорби, брат

мой, все ошибаются во мне, лишь ты один

знаешь правду о моём недостоинстве, ты прав

- я непотребный грешник", чем тронул монаха

до "слёз любви". Кирилл сам обладает даром

радостных слёз: он плачет во время литургии,

плачет, "вкушая пищу". Чудеса, совершённые

Кириллом, имеют явно евангельский характер:

умножение хлебов, спасение рыбаков, хоиде-

ние по воде "аки по суху". Евангельская

простота сочетается в нём с книжной учёнос-

тью: перу Кирилла принадлежат не только бо-

гословские статьи, но

и

статьи о "земном

устроении и облаках", один из первых в Рос-

сии медицинских трактатов (о кровопускании),

размышления о стрижке волос в соответствии

с дунным календарём. Самое распространённое

послушание в его обители - переписка книг:

монастырская библиотека быстро становится

одной из самых Оогатых в Россия (особенны-

ми трудами в этой области прославился Игна-

тий Молчальник, пришедший к Кириллу из Сер-

гиева монастыря). Одна из самых ценимых в

монастыре книг - "Лествица", написанная

игуменом Синайского монастыря св.Иоанном

Лествичником, в которой 30 лет жизни Хряс-

та уподоблялись 30 ступеням восхождения к

совершенству

и

где раскрывались добродите-

ли, явно дорогие Кириллу: "послушание, ра-

достнотворный плач, безгневие, кротость,

безмолвие, нестяжание".

Глубоко символичен грандиозный ансам-

бль Кириллова монастыря, походящий на ка-

менный иконостас, где линия север-юг пред-

124