

книги
в
«кони) - в келье нельзя держать
даже вод;, если мучит жажда - СХОДЕ В
о б-
щую
трапезную. (Мёд
и
вино запрещены.)
Как и у Сергия, вое душевные движения на-
до открывать настоятелю,
и
даже письма и
подарки можно получать только через руки
Кирилла. Несмотря на эту внешни) стро-
гость, в обители преобладал дух радостной
любви.
Кирилл первым показывал пример кро-
тости
и
смирения. Так один из крестьян,
недовольный появлением монахов, пытается
сжечь их постройки. Кирилл, застигнув его,
не наказывает, а с любовью прощает - крес-
тьянин, потрясённый подобным отношением,
впоследствии сам становится монахом. Другой
эпизод связан с учеником, который
ненавидел Кирилла. Проницательный
**
игумен заметил недобрые чувства и обратился
к монаху с такими словами: "Не скорби, брат
мой, все ошибаются во мне, лишь ты один
знаешь правду о моём недостоинстве, ты прав
- я непотребный грешник", чем тронул монаха
до "слёз любви". Кирилл сам обладает даром
радостных слёз: он плачет во время литургии,
плачет, "вкушая пищу". Чудеса, совершённые
Кириллом, имеют явно евангельский характер:
умножение хлебов, спасение рыбаков, хоиде-
ние по воде "аки по суху". Евангельская
простота сочетается в нём с книжной учёнос-
тью: перу Кирилла принадлежат не только бо-
гословские статьи, но
и
статьи о "земном
устроении и облаках", один из первых в Рос-
сии медицинских трактатов (о кровопускании),
размышления о стрижке волос в соответствии
с дунным календарём. Самое распространённое
послушание в его обители - переписка книг:
монастырская библиотека быстро становится
одной из самых Оогатых в Россия (особенны-
ми трудами в этой области прославился Игна-
тий Молчальник, пришедший к Кириллу из Сер-
гиева монастыря). Одна из самых ценимых в
монастыре книг - "Лествица", написанная
игуменом Синайского монастыря св.Иоанном
Лествичником, в которой 30 лет жизни Хряс-
та уподоблялись 30 ступеням восхождения к
совершенству
и
где раскрывались добродите-
ли, явно дорогие Кириллу: "послушание, ра-
достнотворный плач, безгневие, кротость,
безмолвие, нестяжание".
Глубоко символичен грандиозный ансам-
бль Кириллова монастыря, походящий на ка-
менный иконостас, где линия север-юг пред-
124