Previous Page  5 / 39 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 39 Next Page
Page Background

НЕЛЛИ ПЕТРОВСКАЯ

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ

История любви

Перевод Ирины МИТТА

Принято говорить о литературе

вообще, и в то же время выделять какую-

то ее часть, которая называется "женской

прозой", "женской поэзией". С позиции

феминисток это, конечно, весьма уязвимо.

Повесть Нелли Петровской "Белая

лилия" вполне может быть отнесена к этой

части чувашской литературы. Она была

хитом прозы 70-х годов, и я отчетливо

помню,

как

мы,

группа

чувашских

аспирантов, обучающихся в разных вузах

Москвы, жадно набрасывались на каждый

свежий номер журнала

"Таван Атал",

в

котором печаталась эта повесть. Нам

приходилось даже становиться в очередь

за новой порцией "перебоев чувств" Гали,

Гены и Нади - героев этого повествования.

Стилистика женской прозы проста: объяс-

нения в любви, томления, встречи героев

любовного треугольника, взгляды, жесты,

объятия. По канве разбросаны афоризмы

во славу любви, навроде "любовь красива

чистотой, жизнь - доверием друг к другу",

или "вот какова природа: дарует человеку

жизнь, любовь, а потом безжалостно

отнимает " и т.д. Череда пейзажей, среди

которых главное место занимает озеро с

белыми лилиями. Белая лилия как простой

и наивный символ всей вещи. Такая стили-

стика как целебный бальзам ложится на

душу и доярки, и школьницы-старшеклас-

сницы, и чувашских интеллектуалов. По

ней можно было осваивать арифметику

любви. (Хотя еще раньше я

начал

осваивать азбуку этой области людских

взаимоотношений

по

стихам

Педэра

Эйзина, но то была поэзия.)

Должен

признатья,

что

"Белая

лилия" была чуть ли не первым произ-

ведением чувашской прозы, прочитанным

мною целиком и взахлеб. Тем не менее,

перечитав повесть сегодня (хотя меня

сейчас более занимает в силу возраста тео-

рия вероятности любви, теория множеств

Любовей, что можно отнести к высшей

математике жанра), я вспомнил то время и

те перебои своих чувств, которые каждый

переживает

в

определенный

момент

жизни.

ЮЛ ХАРТ

Село, где я родилась и выросла, расположено в низине. На горизонте

показались долгожданные кроны деревьев, и я попросила водителя остановиться:

дальше я всегда иду пешком. Прекрасно понимаю, что в деревне меня никто не

ждет, но все равно настроение приподнятое, хочется добраться как можно

быстрее. Тучи опустились низко-низко, того и гляди, хлынет дождь. По обе

стороны дороги, низко клонясь друг к дружке, шумят колосья ржи. В их

незатейливом шепоте мне чудится дивная мелодия... Вот рожь кончилась, на

соседнем поле цветет люцерна - бескрайнее море желтых, белых цветочков, напо-

минающих маленькие звездочки. Каждая травинка, каждый цветочек кажутся

знакомыми, родными , словно здесь из года в год расцветают те же самые цветы и

травы, что и в моем детстве... А вот и кладбище. Я привычно свернула на дорогу,

ведущую к кладбищу. Там лежит моя мама. Я приезжаю к ней каждое лето.

Пробираясь среди деревянных крестов к заветному месту, я заметила свежую

могилу с новеньким памятником, взглянула на фотографию.

- Боже мой! Это же Галя!.. - В груди похолодело, не хотелось верить, но и

фотография, и имя - все ее, Галино. На серой плите - засохшая белая лилия.

Я растерянно застыла на месте. Перед глазами промелькнули не такие уж

далекие дни детства. Мои детские годы, ранняя юность связаны с Галей , без нее

невозможно представить ни одного дня из той жизни. Мы вместе готовили уроки,

бегали на ферму доить коров - помогали моей маме. В Галиных туфлях я немало

пробегала в клуб, ей поверяла свои первые девичьи секреты...

У могилы Гали я почувствовала себя маленькой, беззащитной. Сколько

простояла так - не знаю, рев мотоцикла заставил меня очнуться. Не разбирая

дороги, он на бешеной скорости объехал вокруг кладбища. Я узнала Аркадия. Так

и не притормозив, он помчался в село. Со стороны поля послышалась песня.

Должно быть, девушки возвращались с работы. Веселые голоса приблизились к

кладбищу и замолкли. Девушки на телеге негромко переговаривались. Но едва

отъехав от кладбища, звонкий голос снова устремился в небо, к нему