Previous Page  69 / 486 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 69 / 486 Next Page
Page Background

ударил звонко ладонями по подошвам новых лаптей,

дробно перебрал ногами, резко откинул голову назад,

потом — вперед, полуприсел и закружился на одной ноге

волчком, а затем взлетел ввысь и остановился, еще раз

выдал дробь ногами и завел частушку:

Вы пляшите, говорю,

Веселитесь, говорю.

К лицу девушкам узор

В десять стежек из семи ниток.

Зазнобушка в сундуке лежит,

Барахлишко в короб поклала.

Пойдем, тетушка, плясать,

Буду лысиной сверкать...*

— Давай, давай, Тябук! Жарь во все лопатки! — со

всех сторон раздались голоса поддержки танцору.

А в это время на площадку, огороженную колышками

с натянутой на них красной тесьмой, сходились желаю­

щие померяться силой. Зрителей тут собралось видимо-

невидимо. Борцов судят двое судей, их можно сразу от­

личить от всех — они подпоясаны кумачовыми поясами,

а вокруг голов у них белые повязки в виде чалмы из са­

мотканого льяного полотна.

Народ все прибывает и прибывает. Вот уже оставили

свои песни и пляски молодые и тоже перешли сюда. Же­

лающие принять участие в схватке по одному проходят

на огороженную площадку.

Для борющихся почти не существует никаких правил:

единственно запрещено делать сопернику подножку. Если

же они начнут пререкаться, ссориться между собой, су­

дья тут же приказывает им выйти из круга. Первым побе­

дителям, как правило, вручают небольшие подарки —

яйца, мыло. Если же борец победил подряд троих, ему

повязывают на шею вышитый платок, после чего он имеет

право передохнуть. Победивших более трех соперников на­

граждают полотенцами, отрезами холста. Почет и уваже­

ние тому, кто нанижет на себя самое большое количе­

ство таких призов! Но он не уходит сразу, довольный

победой, а прогуливается в окружении друзей, свысока

посматривая на остальных борющихся.

В каждом селении есть свой богатырь. Он, как прави­

ло, не разменивается на мелкую сошку — не тратит силы,

а борется в самом конце поединка. До сих пор богатырем

Утламыша считался Шырттан Имет. Вернувшись из сол*Перевод подстрочный.

5. Черный хлеб.

65