них подошва в полторы пяди... Мой отец для скачек сре
ди ночи готов лавку открыть и выдать все, что надо, а
они — «не запаслись»...
Михаля отсчитал мальчонке деньги, наказал: «Смот
ри, не потеряй дорогой!» И тот исчез как ветер в поле.
— А кто будет вручать подарки? — снова поинтересо
вался Нямась.
— Не знаем пока...
— Растяпа! Он еще не знает!.. Прикажите дочке Шерк
кея — из ее рук подарок получить приятно.
— Селиме, что ли? Да, пожалуй, она подойдет. Спа
сибо за подсказку, — обрадовался Михаля.
— Да не то что подойдет, а ей и прикажи, и никому
другому! А борцам пусть дочка Узалука вручает — Мер-
чень, можно и Арихве... И чтоб молодые старались че
ствовать победителей как следует, истинно по-чувашски,
слышишь, Чумельке? Сам-то хоть помнишь, как это де
лается?
— Вроде не забыл...
Нямась, довольный, подмигнул татарину. Тот хорошо
понимал по-чувашски и в знак благодарности покивал
головой.
IX. ИМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
Помощники Михали подняли праздничный шест. На
его макушке развевается белый платок — флаг. Внизу,
вокруг шеста, невысокий, в две жердины, забор, на ко
тором развешаны сурбаны, полотенца, дорожки, цветас
тые занавески, отрезы материи, холста... Все это — по
дарки для отличившихся на агатуе.
В сторонке от изгороди на свободном месте собралась
молодежь. Сначала в хоровод стали девушки; взявшись за
руки, они медленно ходили по кругу, вполголоса напе
вая и декламируя стихи. Но вот круг стал разрастаться, и
вскоре в лад с девичьими зазвучали мощные голоса пар
ней.
Издревле чувашская молодежь водит хороводы — выйя;
как только завершатся весенние полевые работы и выда
стся свободное время, парни и девушки собираются теп
лыми вечерами на самом красивом месте деревни и зате
вают игры да песни, продолжающиеся даже заполночь.
По пятницам и праздникам молодежь выходит в хоровод
днем, и поют, веселятся парни и девки до самого вечера.
63




