

Борис Бахтин видел дело своей жизни не в политической
борьбе, а в посильном участии в историческом процессе сохране-
ния и развития национальной культуры. В течение более чем двух
десятилетий он был инициатором и организатором многих событий,
без которых культурная жизнь Ленинграда была бы неизмеримо
беднее. Об этом ещё много будут писать; мне хочется вспомнить
два эпизода, в которых я участвовал. В январе 1963 года он ор-
ганизовал мой доклад в ленинградском Доме Учёных. Это было че-
рез полтора месяца после "хрущёвского погрома" на выставке в
Манеже, в период, когда художники-абстракционисты приравнива-
лись к "идеологическим диверсантам". Доклад под названием "О
возможности моделирования творческих процессов живописи" со-
держал теоретическое описание процессов создания и восприятия
абстрактных картин и вызвал яростную дискуссию. Через пять
лет, в январе 1968 года, Бахтин организовал ставший знаменитым
"Вечер творческой молодёжи" в ленинградском Союзе Писателей.
Вечер включал выставку и обсуждение моих абстрактных и религи-
озных картин и чтение своих произведений лучшими поэтами и
прозаиками тогдашнего Ленинграда - в частности, впервые после
ссылки выступил перед столь широкой аудиторией ИосиЬ Бродский.
Собралось несколько сотен человек, вечер был чудесным. Наутро
последовали доносы, расследования и преследования; всё шло сво-
им чередом.'
/Яков Виньковецкий. Шть живым, /памяти Бориса Бахтина//
Я помню этот вечер. Это был такой сумбур, столько
волнений, столько народу, что нельзя было войти в зал, и мне уда-
лось только через цель в двери увидеть Боодского и услышать, как
он читает свои стихи. Я поражена была этим удивительно музыкаль-
ным чтением.
Владимир Уфлянд - Зал был набит битком. Там, действительно, чита-
ли все очень свободно, зачитались... После это-
го должны были выступать молодые астисты, Юрский, Рецептер... На
них уже времени не хватило, а может быть, они, хотя уже времени
было I I часов, почувствовали, что атмосфера не та. Там практичес-
ки все сумели выступить: Серёжа Довлатов, Яша Гордин, Валерий По-
пов, Глеб Горбовский, Татьяна Галушко... И меня не столько зал
поразил. Когда мы вышли в фойе смотреть картины, то их невозмож-
но было увидеть, потому что там просто нельзя было развернуться.
А потом сразу этот донос Щербакова и Утехина, который сейчас
главный редактор "Ленинградской панорамы".
" С . " - А суть его, суть доноса?
В.У. - Суть доноса в том, что сионисты устроили шабаш, сионисты
значит Бродский, Довлатов, Попов, Уфленд, так меня там
назвали. И Толстикову донос послали, там нашли виноватого, сняли
84