Previous Page  90 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 90 / 190 Next Page
Page Background

" С . " - Б . Б. занимался её публикациями?

И.В. - Мало. У неё была сказка "Который ч а с " , совершенно не в её

стиле, фантастический опус с какими-то намёками на дикта-

торов. Борис сделал предисловие к ней, и она была опубликована,

уже после её смерти. Конечно, был очень большой пресс над ним,

ему было трудно не только как сыну из-под руки матери, которую он

очень любил всю свою жизнь, но и из-за отношения окружающих, пото-

му что все говорили: "Ну конечно, он тоже хочет писать, как мамоч-

к а ". Поэтому он никогда в своей жизни такими тропинками не пользо-

вался, и она ни в чём не помогала ему, кроме, может быть, советов,

потому что он всё ей давал читать. Она считала, что он талантлив

очень, в её воспоминаниях есть фраза о том, что Борис литературно

одарён больше других детей.

А.К. - Вера Панова была очень деликатным человеком. Она была пре-

лестной женщиной, с ней было очень интересно дружить. Она

рассказывала о своих детях, о своей жизни. Мы услышали о них рань-

ше, чем познакомились, про этих двух талантливых мальчиков. Один-

- крупный биолог. Боря - китаист, востоковед. Она нам рассказала,

что он пишет. У них дома по этому поводу были разные дискуссии,

противоречия, противостояния, потому что вы знаете, кто такая

Панова, и, естественно, Борис делал всё наоборот, в своей жизни,

в своём творчестве.

" С . " - А в социальном плане имя матери играло какую-нибудь роль

защиты, уравновешивало ли репрессированного отца, вот в

то время: конец 40х и начало 50х, помогло ли это в получении об-

разования?

И.В, - Возможно. Я не знаю, что бы грозило Борису, если бы не это.

Он всегда блистательно учился. С тех пор как он приехал в

Ленинград и поступил в 8 класс (в общем-то с нуля,потому что была

война, не было никакой школы), он учился на одни пятёрки, закон-

чил школу с золотой медалью, был принят в университет без экзаме-

нов и только на втором курсе получил "другую" отметку - двойку з а

экзамен по марксизму-ленинизму.

" С . " - Из сборника, из других его вещей создаётся образ человека,

который город своими подошвами^знает. Как он общался с

городом?

И.В. - Он очень хорошо знал город, хотя он не был, мне кажется,

петербуржцем, фанатически преданным этому городу. Он ведь

много лет прожил на Украине, много детских лет. Под этим басно-

словно прекрасным солнцем украинским. Много раз он говорил мне,

что Ленинград очень трудный город.

Маленький, он жил на Карповке. Мы с ним познакомились, ког-

да его мама привезла обоих братьев уже после того, как Украину

освободили из-под немцев. Они жили на Украине в деревне всю вой-

ну с бабушками - мальчики, два брата. Их мать по литературным де-

лам со своей старшей дочерью от первого брака оказалась в Пушки-

не, и, когда немцы заняли Пушкин, она тоже очутилась на оккупиро-

ванной территории. И вот по немецкой территории с 14-летней де-

88