

...Расстояние, отделявшее московски!
трон от Сергнева монастыря 'около 70 вёрст),
очевидно, оказалось недостаточным для со-
граненжя гармоничного равновесия, и духов-
ным ггреекнжком Сергия становятся не
Никон, сменивший его на посту игумена, а
его ученик Кирилл, бережно унесший заветы
св.Сергия на Север, к Белому озеру.
Этот путь был предопределен самим
Сергеем, давшим России духовный вит, кото-
рым ова заслонила свой Север, в то время
как её Запад был заперт Литвой, а Восток -
татарами.
Сввернул дорогу от Москвы проложили
прямые наследники Сергия - его братия во
главе оэ св.Никоном,спасавшаяся от татар-уогй
хана Едигея, который в 1408 г . , черев 16
лет после смерти радонежского святого, на-
нёс жестокий удар по Москве. Когда хая
утаёл, монахи вернулись на юг - но, быть
может, в душат некоторых запечатлелся ти-
хий и сосредоточенный пейзаж. К тому же
книги и иконы, которых касалась рука Сер-
гия, впервые побывали в этих краях.
В XI7 веке Белое озеро уже было коло-
низовано
русскими, в основном - деятель-
ными выходпами из Новгорода, которые при-
несли язычникам-аборигенам "прелести" циви-
лизации и торговли, но, похоже, мало забо-
тились о проповеди Евангелия.
Предание сохранило память о предшест-
веннике Кирилла - киевлянине Герасиме, в
ХП веке яервым показавшем здесь пример
христианской аскеэы. Божий глас повёл его
на Север, в Еологду, где он срубил хижину
и церковь, посвятив ев Святой Троице, -
это же посвящение носила надвратная цер-
ковь Киево-Печерского монастыря. Абориге-
ны, "чудь белоглазая", и новгородцы непри-
язненно встретили монаха - новый образ
25 сентябр» / з рктября/ -
Преставление пгп. Сергия,
игум. Радонежского, псея
России чудотиорца
17 /ЬО/ ноября -
Прп. Никона, игумена Радонелского,
ученика прп. С°ргил
H-XVJ
Из книги "Паломничество на Север" (русские
святые и подгажцдки).
121