132
дователей съразграфленными программами, въ кото-
рыхъ последнее слово западно-европейской философш
см-Ьло иподчасъ довольно остроумно приспособляется
къбоевымъ требовашямъ минуты. Такимъ образомъ,
мывъ давно пережитомъ литературномъ этапе имели
Гегеля въ совершенно несоответствующей, хотя и
вполне вдохновенной транскрипцш'БЬлинскаго. Въ
недавно пЬрежитомъэтапе мыимели Спенсера, этого
непосредственнаго преемникаЛокка, Юма иБеркли,
безъ всякой шэтетностн доставленнаго вверхъ ногами
въ критическихъ статьяхъ Михайловскаго. Чтобы пе-
рейти къ более близкимъ иболее забавнымъ явЛе-
шямъ нашихъ дней,—мы имеемъ теперь Авенар]уса и
Маха въ сощалъ-демократическихъ попури и легкихъ
арапжировкахъ такихъ мыслителей, какъ Луначар-
сгай, Богдановъ и друг. И все это въвысшей степе
характерно для той части русской интеллигенцш, ко-
торая всегда питала сердечную слабость и привязан-
ность къ философш и ея моднымъ представителямъ!
Но если русскимъ философскимъ компилящямъ
нельзя отказать въ 1гЬкоторомъ, хотя и чисто внешнем
блеске изложешя и искусномъ построенш, то новый род
компиляцш, широко разлившейся въ литературе, уже
совершенно лишенъ всякой привлекательности. Я го-
ворю окомпиляцш на психологичесюя и религшзныя'
темы. Я говорюотехъ, которые всенародно корчатся
въ мукахъ роясдешя новаго человека, либо экстазнаго,
въстиле ницшевскаго Дшниса, либо начитаннаго въ
политико-экономическихъ книгахъ и въ тоясе время
страстно трепещущаго въ молшеносныхъ открове-
шяхъ Апокалипсиса. Русская револющя выставила
поистине величавое требоваше сощализацш земли.
Компиляторы новыхъ религшзныхъ идей илюдей тре-
буютъ чего-то, не внушающаго ни уважешя, ни
дове-
р1я: сощализацш неба! Тутъ-то ипрорывается весь
безталанный характеръ искусственная сопряжешя
					
				
				

					
				
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                

