Previous Page  12 / 25 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 25 Next Page
Page Background

Большая часть их не знают родословия своего далее деда

или прадеда; но некоторые продолжают высчитывать сво-

их предков за целые 200 лет, или даже далее, и большею

частию доходят до родоначальников их деревень, по коим

сии названы, так как по дедам или прадедам их, или по

каким-либо особенным событиям названы многие околод-

ки. В последнем случае я здесь приведу один пример: в

Козьмодемьянском уезде есть чувашская деревня Татар-

касы. На спрос, почему деревня эта называется Татарка-

сы, отвечают чуваши, что основатель оной был хромой

татарин, пришедший от Казани после взятия ее русским

царем. Поселился он здесь в лесу на избранном им месте,

на котором наконец поселились и они, чуваши, почему и

называется деревня их Татаркасы (

касы

значит «околодок»)*.

По преданиям известно чувашам, что они были у та-

тар в подданстве и жили почти в непроходимых лесах,

выбирая себе по произволу для жительства или готовые

чищобы, или сами расчищая для себя вновь понравившие-

ся им в лесу места. Единственное вооружение их состояло

в стрелах, которыми они убивали мелких зверей и своих

неприятелей, а дичь ловили петлями. Имели довольно

пчел

2

, по жительству в лесных местах: мед был у них в

изобилии, так что во время охоты, заходя к кому-либо в

дом в небытность хозяина, смело наедались его меду и в

знак благодарности втыкали в медовые кадки свои стре-

лы, по древнему будто бы их обыкновению. У жителей

лесных хлебопашество было в незначительном виде; не

было у них и гумен, а молотили хлеб в поле, как ни по-

пало, который отправляли на продажу не на телегах, как

ныне, а навьючив мешки на лошадей, как степные жите-

ли; о телегах же и понятия будто бы не имели

3

. Зимою

жили они в избах, а летом выходили они в лачуги (по-

чувашски —

лась)**,

каковую жизнь и доныне они ведут.

О взятии Казани московским царем Иоанном Василь-

евичем Грозным рассказывают сами чуваши таким обра-

зом: цари казанские, у которых они были в подданстве,

взимали с них большие налоги; посылаемые от них вель-

можи для поборов теснили чуваш и будто бы уводили к

царям в неволю девиц их. Чуваши, будучи не в состоянии

переносить таковых угнетений, решились наконец искать

покровительства у московского царя. Он их принял ласко-

* Не был ли этот калека из числа тех раненых татар, которые спас-

лись бегством при взятии Казани? Карамз[ин], VIII том, стр. 112'.

** По-татарски

алачук.

Это слово встречается еще у персидских писа-

телей...

И. Б[ерезин].

52