Большая часть их не знают родословия своего далее деда
или прадеда; но некоторые продолжают высчитывать сво-
их предков за целые 200 лет, или даже далее, и большею
частию доходят до родоначальников их деревень, по коим
сии названы, так как по дедам или прадедам их, или по
каким-либо особенным событиям названы многие околод-
ки. В последнем случае я здесь приведу один пример: в
Козьмодемьянском уезде есть чувашская деревня Татар-
касы. На спрос, почему деревня эта называется Татарка-
сы, отвечают чуваши, что основатель оной был хромой
татарин, пришедший от Казани после взятия ее русским
царем. Поселился он здесь в лесу на избранном им месте,
на котором наконец поселились и они, чуваши, почему и
называется деревня их Татаркасы (
касы
значит «околодок»)*.
По преданиям известно чувашам, что они были у та-
тар в подданстве и жили почти в непроходимых лесах,
выбирая себе по произволу для жительства или готовые
чищобы, или сами расчищая для себя вновь понравившие-
ся им в лесу места. Единственное вооружение их состояло
в стрелах, которыми они убивали мелких зверей и своих
неприятелей, а дичь ловили петлями. Имели довольно
пчел
2
, по жительству в лесных местах: мед был у них в
изобилии, так что во время охоты, заходя к кому-либо в
дом в небытность хозяина, смело наедались его меду и в
знак благодарности втыкали в медовые кадки свои стре-
лы, по древнему будто бы их обыкновению. У жителей
лесных хлебопашество было в незначительном виде; не
было у них и гумен, а молотили хлеб в поле, как ни по-
пало, который отправляли на продажу не на телегах, как
ныне, а навьючив мешки на лошадей, как степные жите-
ли; о телегах же и понятия будто бы не имели
3
. Зимою
жили они в избах, а летом выходили они в лачуги (по-
чувашски —
лась)**,
каковую жизнь и доныне они ведут.
О взятии Казани московским царем Иоанном Василь-
евичем Грозным рассказывают сами чуваши таким обра-
зом: цари казанские, у которых они были в подданстве,
взимали с них большие налоги; посылаемые от них вель-
можи для поборов теснили чуваш и будто бы уводили к
царям в неволю девиц их. Чуваши, будучи не в состоянии
переносить таковых угнетений, решились наконец искать
покровительства у московского царя. Он их принял ласко-
* Не был ли этот калека из числа тех раненых татар, которые спас-
лись бегством при взятии Казани? Карамз[ин], VIII том, стр. 112'.
** По-татарски
алачук.
Это слово встречается еще у персидских писа-
телей...
И. Б[ерезин].
52