

Смерть косила людей сотнями и тысячами. Особенно труд
но приходилось детям. Надо было сохранить молодое по
коление, и по указанию Ленина детей начали вывозить из
пострадавших районов в другие республики и области. Ма
ленький Володя попал в один из московских детских до
мов, открытых специально для чувашских детей. Это его
спасло от верной смерти. Когда он вернулся домой, отца и
двух братьев уже не было в живых. Сестра тоже была в
детском доме. «Если бы не Советская власть,—сказала
мать,— и я бы давно протянула ноги. Весною выдали не
множко муки, обеспечили семенами. Вот и выжила. Не з а
будь об этом. Когда вырастешь, отплати Советской власти
добром...»
Володя не забыл. Еще в школьные годы он старался
отблагодарить государство как только мог: собирал для
аптеки лекарственные травы, заготовлял кору, в школь
ном саду сажал деревья, развешивал дуплянки для птиц,
а когда вступил в комсомол, вместе со взрослыми стал
строить новую, колхозную жизнь.
Правда, не всегда он занимался общественными дела
ми. Как всякий здоровый ребенок, он увлекался и играми.
Специальных спортивных сооружений тогда не было, и
сельские ребята довольствовались самыми простыми и до
ступными видами спорта: игра в лапту, городки, б аб
ки. Самой же интересной была игра в войну. В ней при
нимали участие даже девочки, выполняя роль медсестер.
Играли во время большой перемены. Наступали группа на
группу, класс на класс. «Ранеными» и «убитыми» счита
лись те, кто падал на землю. Побеждала та «армия», в ря
дах которой к началу урока оставалось больше «живых»
бойцов и командиров. Учителя тоже принимали участие
в этих играх'. Они исполняли роль арбитров, следили, что
бы, как говорят чуваши, игра не превратилась в бой быков.
Победа обычно доставалась той «армии», во главе которой
стоял не только самый сильный и храбрый, но и умелый
командир, способный сплотить вокруг себя товарищей, ма
неврировать силами, воодушевлять бойцов. Володя счи
тался одним из таких лучших командиров. Впоследствии
именно это обстоятельство ш определило его судьбу.
— Скажи, Володя, правда, что ты собираешься посту
пать в землеустроительный техникум?—спросил директор,
вручая Володе документ об окончании школы.
— Мама хочет, чтобы я выучился на межевика,— от
ветил Володя.
— А ты сам?
12