Previous Page  16 / 422 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 422 Next Page
Page Background

Смерть косила людей сотнями и тысячами. Особенно труд­

но приходилось детям. Надо было сохранить молодое по­

коление, и по указанию Ленина детей начали вывозить из

пострадавших районов в другие республики и области. Ма­

ленький Володя попал в один из московских детских до­

мов, открытых специально для чувашских детей. Это его

спасло от верной смерти. Когда он вернулся домой, отца и

двух братьев уже не было в живых. Сестра тоже была в

детском доме. «Если бы не Советская власть,—сказала

мать,— и я бы давно протянула ноги. Весною выдали не­

множко муки, обеспечили семенами. Вот и выжила. Не з а ­

будь об этом. Когда вырастешь, отплати Советской власти

добром...»

Володя не забыл. Еще в школьные годы он старался

отблагодарить государство как только мог: собирал для

аптеки лекарственные травы, заготовлял кору, в школь­

ном саду сажал деревья, развешивал дуплянки для птиц,

а когда вступил в комсомол, вместе со взрослыми стал

строить новую, колхозную жизнь.

Правда, не всегда он занимался общественными дела­

ми. Как всякий здоровый ребенок, он увлекался и играми.

Специальных спортивных сооружений тогда не было, и

сельские ребята довольствовались самыми простыми и до­

ступными видами спорта: игра в лапту, городки, б аб ­

ки. Самой же интересной была игра в войну. В ней при­

нимали участие даже девочки, выполняя роль медсестер.

Играли во время большой перемены. Наступали группа на

группу, класс на класс. «Ранеными» и «убитыми» счита­

лись те, кто падал на землю. Побеждала та «армия», в ря­

дах которой к началу урока оставалось больше «живых»

бойцов и командиров. Учителя тоже принимали участие

в этих играх'. Они исполняли роль арбитров, следили, что­

бы, как говорят чуваши, игра не превратилась в бой быков.

Победа обычно доставалась той «армии», во главе которой

стоял не только самый сильный и храбрый, но и умелый

командир, способный сплотить вокруг себя товарищей, ма­

неврировать силами, воодушевлять бойцов. Володя счи­

тался одним из таких лучших командиров. Впоследствии

именно это обстоятельство ш определило его судьбу.

— Скажи, Володя, правда, что ты собираешься посту­

пать в землеустроительный техникум?—спросил директор,

вручая Володе документ об окончании школы.

— Мама хочет, чтобы я выучился на межевика,— от­

ветил Володя.

— А ты сам?

12