тель, Уразмет поступает по отношению к своему бра
ту, немощному Падиреку, женив его на Эрнеби, воз
любленной мудрого и стойкого Ахтубая (сына Иште-
река). Сам Уразмет, казалось, зарится на дочь мурзы
Тугая, но ему ничего не стоит отнять у предполагаемо
го тестя его земли. В придачу ко всему после смерти
Падирека он предлагает Эрнеби стать его женой. Таким
образом, Уразмет не умеет ценить и семейные ценно
сти, и чувство любви, он попросту уже обречен на
бесславную гибель. Герой не сумел стать подлинным
историческим лицом: женив своего старшего брата в
преддверии его смерти, он лишается всякого чувства
адекватности.
Мамич-Бердею смерть ниспослана также неотвра
тимым роком. Его, пожелавшего сколотить для противо
стояния русским новые отряды, уверившегося в незыб
лемости своего авторитета, в своей непогрешимости,
схватывают мурзы — сторонники русских и передают
в руки правителей Москвы. Так писатель вскрывает кор
ни исторической бесперспективности и обреченности
Уразмета и Мамича. В поведенческой их конституции
прозаик просматривает в оцновном внешние поступки
и показывает тем самым, что им не суждено «пребы
вать» в режиме внутреннего исторического бытия.
Как готовые уже характеры, или говоря по-другому,
типы, они в романе охарактеризованы через череду эк
стенсивно распространяющихся черт и качеств. Поэто
му автор и не ставит цель их психологической индиви
дуализации. Писателю они были интересны лишь из-за
огромного «геологического сброса» (философ Э. Соло
вьев) истории, эти люди подводили свой народ на грань
гибели, ставили, создавая кризисные катаклизмы, под
угрозу исчезновения с исторической арены. И это явля
ется важнейшей чертой философско-эстетической кон
цепции истории в понимании Кузьмы Турхана. Неуди
вительно поэтому, что эти два героя неспособны создать
семью, которую можно и должно квалифицировать как
опору здравого государственного распорядка жизни.
Конечно, мурза Тугай по сравнению с ним — чело
век более передовой, он к концу жизни полностью
5