Previous Page  9 / 648 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 648 Next Page
Page Background

тель, Уразмет поступает по отношению к своему бра­

ту, немощному Падиреку, женив его на Эрнеби, воз­

любленной мудрого и стойкого Ахтубая (сына Иште-

река). Сам Уразмет, казалось, зарится на дочь мурзы

Тугая, но ему ничего не стоит отнять у предполагаемо­

го тестя его земли. В придачу ко всему после смерти

Падирека он предлагает Эрнеби стать его женой. Таким

образом, Уразмет не умеет ценить и семейные ценно­

сти, и чувство любви, он попросту уже обречен на

бесславную гибель. Герой не сумел стать подлинным

историческим лицом: женив своего старшего брата в

преддверии его смерти, он лишается всякого чувства

адекватности.

Мамич-Бердею смерть ниспослана также неотвра­

тимым роком. Его, пожелавшего сколотить для противо­

стояния русским новые отряды, уверившегося в незыб­

лемости своего авторитета, в своей непогрешимости,

схватывают мурзы — сторонники русских и передают

в руки правителей Москвы. Так писатель вскрывает кор­

ни исторической бесперспективности и обреченности

Уразмета и Мамича. В поведенческой их конституции

прозаик просматривает в оцновном внешние поступки

и показывает тем самым, что им не суждено «пребы­

вать» в режиме внутреннего исторического бытия.

Как готовые уже характеры, или говоря по-другому,

типы, они в романе охарактеризованы через череду эк­

стенсивно распространяющихся черт и качеств. Поэто­

му автор и не ставит цель их психологической индиви­

дуализации. Писателю они были интересны лишь из-за

огромного «геологического сброса» (философ Э. Соло­

вьев) истории, эти люди подводили свой народ на грань

гибели, ставили, создавая кризисные катаклизмы, под

угрозу исчезновения с исторической арены. И это явля­

ется важнейшей чертой философско-эстетической кон­

цепции истории в понимании Кузьмы Турхана. Неуди­

вительно поэтому, что эти два героя неспособны создать

семью, которую можно и должно квалифицировать как

опору здравого государственного распорядка жизни.

Конечно, мурза Тугай по сравнению с ним — чело­

век более передовой, он к концу жизни полностью

5