Previous Page  8 / 648 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 648 Next Page
Page Background

тился в алчного стяжателя. Три эти ипостаси, взаимо-

увязываясь, формируют истоки динамичного отображе­

ния чувашей, пребывающих в кризисных исторических

коллизиях.

Повадки Уразмета предельно агрессивны. Вот герой,

якобы заботясь об интересах хана, допрашивает Иш-

терека, отца Ахтубая, обвиняя его в помощи русским

воинам. Он отнимает у него стригунка, самого хозяина

закрывает в погреб, а его дочь — в сарай. Кипя лютой

ненавистью, черной завистью к чувашскому мурзе Ту­

гаю, он находит способы бесцеремонно отнять его зем­

ли, по его вине пожар уничтожает деревню Юманзар.

Встретив на пепелище молодого крестьянина Ятлама-

са, Уразмет совершенно безосновательно начинает при­

дираться к нему и избивать его, тем самым «ускоряя»

свою погибель.

Такой режим воплощения, безусловно, требует гро­

тескных красок, механизма укрупненных эпизодов,

убыстренного ритма, выпуклых событий. И это вполне

оправданно: так формируется особая концепция аван­

тюрных поворотов истории, отвернувшейся от инте­

ресов конкретного человека и народа, их чаяний, на­

дежд, культурных, духовных запросов людей. Создате­

лями такого поворота истории являются, разумеется,

такие герои, как Уразмет, небезызвестные марийский

мурза Мамич-Бердей, татарский живодер и душегуб

Усеин-Сеит. И даже смерть Бердея и Уразмета не яв­

ляется плодом воплощения идеи жизни и судьбы, это,

скорее, данность обезображенной, развороченной эпо­

хи, феномен недолговечности авантюрного бытия раз­

рушителей хода истории.

Даже представления о чести, любви и ненависти у

героев, подобных Бердею, весьма своеобразны: ладно

скроенный, красивый и статный Мамич якобы сильно

привязан к дочери марийского мурзы Алтыша, кото­

рая к нему также неравнодушна. Но заполучив ее, он

цинично отдает девушку другому. Таков и Уразмет.

Жизнь и смерть в его художественном бытии находят­

ся на одной плоскости с историческим безрассудством,

близорукостью его взглядов. Как законченный преда­

4