социально-исторических условиях. Словом, писателя за
нимает не столько частный быт героев, не столько част
ные характеры, сколько ход самой истории.
В силу этого в романе истории отводится направля
ющая роль, поэтому писатель обращается к готовым
характерам и готовым ситуациям. По этой причине ге
рои писателя становятся не столько характерами, сколь
ко типами. Это обстоятельство побуждает прозаика ра
ботать не в аспекте развития образа героя, психологи
ческой его индивидуализации, а в аспекте разверты
вания, расширения готовых типов героев. Поэтому об
винения К. Турхана в слабой индивидуализации персо
нажей, которые были высказаны критиками в начале
70-х годов, едва ли правомерны. Срабатывает тот меха
низм, о котором говорилось выше, — властное движе
ние истории непреложно вбирает в себя судьбы людей.
Таким образом, типичный герой, действующий в
типических обстоятельствах, вскрывает подлинные свя
зи людей и исторических явлений, показанных в са
мых характерных проявлениях. Такие герои, как муд
рый Ахтубай, скрипичных дел мастер Ятламас, душев
но мягкий Иливан, победившая трагедию судьбы Эрне
би, отображены писателем через кодекс внутреннего
их бытия, приемами монодиалога, путем анализа или
своей биографии на совмещении с исторической эпо
хой. Таким образом, новый всплеск исторической про
зы дает жанру романа новые качества, оригинальные
стилевые решения поставленных эстетических задач.
Действительно, события романа принимают боль
шой эпический размах, они происходят в так называе
мой Горной стороне, в Казани, Васильсурске, на ма
рийской земле, в Москве. Они вовлекают в свои тол
щи не только деятельность царей как подлинных ис
торических лиц, но и материал легенд и преданий.
В единое русло сливаются эпопейность показа жизни,
исторический роман, очерк нравостояния. При этом за
мысел Турхана заключается не в том, чтобы писать
психологическую историю отдельного человека, а пи
сать историю народа, сам образ истории выступает при
этом как основная, ведущая проблема. Она, эта исто