Previous Page  12 / 648 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 648 Next Page
Page Background

социально-исторических условиях. Словом, писателя за­

нимает не столько частный быт героев, не столько част­

ные характеры, сколько ход самой истории.

В силу этого в романе истории отводится направля­

ющая роль, поэтому писатель обращается к готовым

характерам и готовым ситуациям. По этой причине ге­

рои писателя становятся не столько характерами, сколь­

ко типами. Это обстоятельство побуждает прозаика ра­

ботать не в аспекте развития образа героя, психологи­

ческой его индивидуализации, а в аспекте разверты­

вания, расширения готовых типов героев. Поэтому об­

винения К. Турхана в слабой индивидуализации персо­

нажей, которые были высказаны критиками в начале

70-х годов, едва ли правомерны. Срабатывает тот меха­

низм, о котором говорилось выше, — властное движе­

ние истории непреложно вбирает в себя судьбы людей.

Таким образом, типичный герой, действующий в

типических обстоятельствах, вскрывает подлинные свя­

зи людей и исторических явлений, показанных в са­

мых характерных проявлениях. Такие герои, как муд­

рый Ахтубай, скрипичных дел мастер Ятламас, душев­

но мягкий Иливан, победившая трагедию судьбы Эрне­

би, отображены писателем через кодекс внутреннего

их бытия, приемами монодиалога, путем анализа или

своей биографии на совмещении с исторической эпо­

хой. Таким образом, новый всплеск исторической про­

зы дает жанру романа новые качества, оригинальные

стилевые решения поставленных эстетических задач.

Действительно, события романа принимают боль­

шой эпический размах, они происходят в так называе­

мой Горной стороне, в Казани, Васильсурске, на ма­

рийской земле, в Москве. Они вовлекают в свои тол­

щи не только деятельность царей как подлинных ис­

торических лиц, но и материал легенд и преданий.

В единое русло сливаются эпопейность показа жизни,

исторический роман, очерк нравостояния. При этом за­

мысел Турхана заключается не в том, чтобы писать

психологическую историю отдельного человека, а пи­

сать историю народа, сам образ истории выступает при

этом как основная, ведущая проблема. Она, эта исто