как цари Василий III, Иван IV, казанские ханы Маг-
мет-Эминь, Шигалей, Сахиб-Гирей, Сафа-Гирей и т.д.
Так возникает феномен, который выдающийся куль
туролог и философ А.Я. Гуревич определил как пред
сказание прошлого: «Историк задает прошлому те воп
росы, которые существенны для современности». «Та
ким образом, путь исследования истории идет не от
прошлого к современности, а наоборот — от настоя
щего к прошлому». Вызовы времени 50—60-х годов XX
века, очевидно, и продиктовали К. Турхану адекватное
направление образных поисков. Послевоенное время
прозаики обратили внимание к проблеме историческо
го сознания народа, к осознанию индекса взаимодей
ствия человека и истории. По этой причине, видимо,
и появились на свет романы Ф. Уяра «Близ Акрамова»,
М. Ильбека «Черный хлеб», П. Осипова «Эльгеевы».
В этом отношении показательно, что обращаясь к
традициям JI. Толстого, К. Турхан много внимания уде
ляет проблеме семьи, воплощенной в нескольких ра
курсах. Это семья Ахтубая и Эрнеби, их сына Илива-
на, сестры Ахтубая Альби. Много бед свалилось на их
головы: Эрнеби была угнана на чужбину, Ахтубаю при
шлось «батрачить» на Тугая, та же судьба выпала на
долю его сына Иливана. Их срывают с места военные
события: они участвуют в походах на Казань вместе с
русскими, посещают Москву. По вине дикого мрако-
беса-йомзи Сахвине гибнет Альби. Обвиняя девушку в
связях с Ятламасом, дремучая старуха становится при
чиной того, что на Альби выливают сорок ведер студе
ной воды. Судьбы Эрнеби и Альби, таким образом, —
трагичны. Альби, заболев, умирает, Эрнеби из-за коз
ней Уразмета становится женой его немощного брата.
В романе семья фактически тесно взаимодействует с
образом истории, которая обретает статус не фона, а
является ведущим лейтмотивом произведения. В отли
чие от J1. Толстого, К. Турхан не занимается исследова
нием жизни человека от рождения до его смерти. От
цы и дети, любовь и ненависть, картины крестьянско
го и военного быта у уего выступают в дискретно-фраг
ментарной форме, проявляются в отдельных эпизодах.
7