Previous Page  11 / 648 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 648 Next Page
Page Background

как цари Василий III, Иван IV, казанские ханы Маг-

мет-Эминь, Шигалей, Сахиб-Гирей, Сафа-Гирей и т.д.

Так возникает феномен, который выдающийся куль­

туролог и философ А.Я. Гуревич определил как пред­

сказание прошлого: «Историк задает прошлому те воп­

росы, которые существенны для современности». «Та­

ким образом, путь исследования истории идет не от

прошлого к современности, а наоборот — от настоя­

щего к прошлому». Вызовы времени 50—60-х годов XX

века, очевидно, и продиктовали К. Турхану адекватное

направление образных поисков. Послевоенное время

прозаики обратили внимание к проблеме историческо­

го сознания народа, к осознанию индекса взаимодей­

ствия человека и истории. По этой причине, видимо,

и появились на свет романы Ф. Уяра «Близ Акрамова»,

М. Ильбека «Черный хлеб», П. Осипова «Эльгеевы».

В этом отношении показательно, что обращаясь к

традициям JI. Толстого, К. Турхан много внимания уде­

ляет проблеме семьи, воплощенной в нескольких ра­

курсах. Это семья Ахтубая и Эрнеби, их сына Илива-

на, сестры Ахтубая Альби. Много бед свалилось на их

головы: Эрнеби была угнана на чужбину, Ахтубаю при­

шлось «батрачить» на Тугая, та же судьба выпала на

долю его сына Иливана. Их срывают с места военные

события: они участвуют в походах на Казань вместе с

русскими, посещают Москву. По вине дикого мрако-

беса-йомзи Сахвине гибнет Альби. Обвиняя девушку в

связях с Ятламасом, дремучая старуха становится при­

чиной того, что на Альби выливают сорок ведер студе­

ной воды. Судьбы Эрнеби и Альби, таким образом, —

трагичны. Альби, заболев, умирает, Эрнеби из-за коз­

ней Уразмета становится женой его немощного брата.

В романе семья фактически тесно взаимодействует с

образом истории, которая обретает статус не фона, а

является ведущим лейтмотивом произведения. В отли­

чие от J1. Толстого, К. Турхан не занимается исследова­

нием жизни человека от рождения до его смерти. От­

цы и дети, любовь и ненависть, картины крестьянско­

го и военного быта у уего выступают в дискретно-фраг­

ментарной форме, проявляются в отдельных эпизодах.

7