Previous Page  7 / 648 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 648 Next Page
Page Background

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ

«Свияга впадает в Волгу». Так метафорически емко

и выразительно назвал свой исторический роман вид­

ный чувашский прозаик Кузьма Турхан. Слияние двух

рек знаменует в романе обретение русским и чуваш­

ским народами исторического единства и общности

судьбы. Повествование о делах давно минувших писа­

тель начинает вроде с незатейливых, но весьма при­

мечательных событий далекого от нас XVI века. Один

из главных героев произведения, чуваш Ахтубай, встре­

чает в лесу двоих суздальских ратников, которые про­

сят указать им путь на Суру. Так в книге возникает

туго натянутая сюжетная тетива, ширится и углубляет­

ся идея воссоединения чувашей с русскими, обрете­

ния ими исторически выверенной перспективы разви­

тия. Не заставляет себя ждать и другая линия сюжета,

противостоящая первому сюжету. Злые исники, пред­

ставители дальней стражи Казанского ханства, пуская

огненные стрелы, поджигают дома чувашей. Начавший­

ся пожар, что примечательно и принципиально важ­

но, тушат чуваш Ахтубай и русские дружинники.

Возникает, таким образом, идея противостояния

русских воинов и ханских людей, факт причастности

чувашей к этим процессам общественного развития.

Пожар, надо думать, аллегорически предвосхищает

дальнейшую логику стычки двух сюжетных проявле­

ний, делает некую заявку на показ помощи чувашей

русским ратникам, создает основу композиционной

структуры романа. Не менее важно появление третьего

ответвления, «вступление в ход сюжета» о чуваше, за­

хребетнике Уразмете, который предал свой народ, его

культуру и веру, приняв ислам. Он давно уже превра­

3