ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПЕРЕД ИСТОРИЕЙ
«Свияга впадает в Волгу». Так метафорически емко
и выразительно назвал свой исторический роман вид
ный чувашский прозаик Кузьма Турхан. Слияние двух
рек знаменует в романе обретение русским и чуваш
ским народами исторического единства и общности
судьбы. Повествование о делах давно минувших писа
тель начинает вроде с незатейливых, но весьма при
мечательных событий далекого от нас XVI века. Один
из главных героев произведения, чуваш Ахтубай, встре
чает в лесу двоих суздальских ратников, которые про
сят указать им путь на Суру. Так в книге возникает
туго натянутая сюжетная тетива, ширится и углубляет
ся идея воссоединения чувашей с русскими, обрете
ния ими исторически выверенной перспективы разви
тия. Не заставляет себя ждать и другая линия сюжета,
противостоящая первому сюжету. Злые исники, пред
ставители дальней стражи Казанского ханства, пуская
огненные стрелы, поджигают дома чувашей. Начавший
ся пожар, что примечательно и принципиально важ
но, тушат чуваш Ахтубай и русские дружинники.
Возникает, таким образом, идея противостояния
русских воинов и ханских людей, факт причастности
чувашей к этим процессам общественного развития.
Пожар, надо думать, аллегорически предвосхищает
дальнейшую логику стычки двух сюжетных проявле
ний, делает некую заявку на показ помощи чувашей
русским ратникам, создает основу композиционной
структуры романа. Не менее важно появление третьего
ответвления, «вступление в ход сюжета» о чуваше, за
хребетнике Уразмете, который предал свой народ, его
культуру и веру, приняв ислам. Он давно уже превра
3