переходит на сторону русских. Но и он в молодости
бросает свою первую жену Ухтеби и женится на маго
метанке, принимает магометанскую веру, а первую
свою супругу выселяет в отдельный, построенный для
нее дом вместе с сыном. С этого момента Тугай теряет
кровную связь со своим ребенком. Туганаш представ
лен сам себе, он больше тянется к политике ханов,
воюет против русских, а потом и против отца. Судьба
его трагична, в результате трещины в семье он все бо
лее отходит от отца, становится непреклонным и жест
ким. Даже русские воеводы не могли помочь Тугаю спа
сти его своенравного отпрыска, они повесили его на
глазах отца. Тугай, следовательно, тоже не сумел по
нять и принять святость семейных устоев. Проблема
семьи, проблема семейных поколений, таким образом,
также является осознанным фактором концепции ис
тории К. Турхана.
Совершенно не случайно автор настаивает на том,
что у персонажей с авантюрной конституцией возник
ли большие проблемы в части создания семьи. Это, ви
димо, зависит от того, что чувашский прозаик близко
к сердцу воспринял толстовскую концепцию истори
ческого романа. Великий классик, как известно, в «Вой
не и мире» весьма тщательно изучал историю рода Ро
стовых, Болконских, вскрывал тайны психологического
их внутреннего бытия. И старый граф Ростов, и ста
рый граф Болконский напряженно размышляли над
вопросами исторического пути России, передавали свои
представления о ней молодому поколению.
«Мы, — пишет литературовед Г.Я. Хлебников, ана
лизируя роман К. Турхана, — видим здесь известных
чувашских тарханов Сарри и Тугая, которые привели
своих дружинников в Москву и предложили от имени
народа свою помощь. Встречаем известного по народ
ным преданиям «ханского пса» Уразмета, который ради
богатства и власти растоптал чувашские родные обы
чаи», «стал верным исполнителем антинародных це
лей и затей». Создавая свою цельную концепцию исто
рии, прозаик обращается и к другим историческим ли
цам: на страницах книги оживают такие деятели эпохи,
6