

были Йы признаны, явно какое-то место в этом альманахе или журна-
ле, как угодно, заняла бы рубрика, которую вёл бы Виньковецкий,
рубрика такого философско-рассутаенческого п л а н а . ..
" С . " - Не только художественное оформление?
А.А. - Это всё было уже вторичным бы. Это ведь был философ. Чело-
век очень одинокий, страшно одинокий. Очень скупой на сло-
в а . Но очень широкий по мысли. Чтобы его слушать, надо было нахо-
диться в постоянном напряжении. Это такой сгусток нервов, мыслей.
Чуть отвлечёшься - и уже потерял совершенно нить его рассуждений.
И это качество спрессованности. У Карамзина - активная энергия,
открытая, у Виньковецкого - эта же энергия, спрятанная, она про-
рывалась в его живописи. Там уже что-то необузданное, но по т а с -
кам, только по краскам. При довлеющей религиозной тематике совер-
шенно гражданственная концентрация красок. Контрастные краски.
Это ещё и понимание сущности каждой краски как отдельной субстан-
ции. Низнь краски - это жизнь литературного текста.
" С . " - Он работал геологом?
А.А. - Работал. Хотя года з а два до отъезда он уволился или его
уволили. Он был в очень стеснённых обстоятельствах и полу-
чал мизерную заиплату младшего научного сотрудника. Был подталки-
ваем со стороны, чтобы бросить работу и заняться чистой живописью
на продажу.
" С . " - А это было возможно?
А.А. - Его картины, конечно, по сегодняшним ценам были безумно
дёшевы. По тем воеменам, начало 70х, - 300 - 400 рублей -
эта сумма была значительной. Его каитины пользовались успехом.
Они раскупались.
" С . " - А много их в Союзе сейчас?
А.А. - Вы знаете, как неудачна его судьба во всём, так неудачна,
по-моему, и судьба его полотен. Я знаю только лишь, что у
Бахтиных от Бориса перешла к сыну одна р а б о т а. Одна р а б о та е с т ь,
по-моему, у Кулакова.
Как, кстати, и печальна судьба текстов его. Суть беды в том,
что Виньковецкий не печатал на машинке. Он писал от руки I э к з.
Хорошо, если появлялся такой человек, как Марамзин. Но Виньковец-
кий мог от руки написать, кому-то дать, забыть. Вот в чём траге-
дия его текстов.
" С . " - С чем была связана эмиграция Виньковецкого? Она связана с
процессом Марамзина?
А.А. - Насколько я помню, Виньковецкого вызывали как свидетеля,
на суд его не вызывали.
" С . " - В эмиграции жизнь его тоже не с л о жил а с ь . ..
А.А. - Это вообще катастрофа, он покончил с собой. У него неудач-
ная семейная жизнь, неудачная жизнь как учёного, хотя он
учёный, видимо, был большой, великолепный художник, судя по тому,
что мне и з в е с т н о . .. Раз его ценили такие лвди, как Бахтин и Марам-
зин, то он был великолепный совершенно литератор. Вот видите,
95