о з н а ч а ет схожести х а р а к т е р о в. А тут что-то было общее.
ПРИ
все
Л
своей р а з н о л и к о с ти они имели природный д а о чутья п р о з а и ч е с к о го
я з ык а. Кроме т о г о, очень ч е с т н ое и трепетное отношение к слову не
только к с в о е м у, но и чужому. Бахтин как-то с к а з ал о р у к о п и си
Д о в л а т о в а: " . . . С е р ё жа мне дал р у к о п и с ь, я её п р о ч и т а л . .. я там
у него в е з д е, где н а д о, вложил листочки со своими пометками". Ото
о многом г о в о р и т. Это отличало и Д о в л а т о в а.
" С . " - Т . е . не карандашом на п о л я х . . .
А . А. - Он в рукопись вообще не в л е з а л, это Бахтин. "Так он же мне
на мои пометки вложил на листочке с в о и ". Беспардонности с о -
вершенно не было. Т о , что он ч и т а е т, для него уже совершенно с к о м-
понованное п р о и з в е д е н и е. Он не паршивый р е д а к т о р, который знает
в с ё , а р е д а к т оо - " у хо р е ж е т ".
Ф р а з а Карамзина: "Читаю-читаю, как еду по широкому ш о с с е,
вдруг колдобина. Вот это с л о в о, к о т о р ое не на м е с т е ". Где-то на
п р е к р а с н ом шоссе прозы вдруг я м а, к о т о р ая выбивает полностью из
спокойного течения мысли. Т а к ое понимание т е к с та было у катшого
из них. Кстати, прочитать тексты Ефшгова - там тоже точное п о п а-
дание в с л о ва в с е г д а. Вот это и х, очевидно, ещё объединяло. С в о е-
о б р а з н ая специфика мышления уже. Не то что я посидел над т е к с т о м,
п о р а б о т а л, пошёл д у р а ка п о в а л я т ь. Если р а з г о в а р и в а ет с женой, он
точно так же бережно ф р а зу
СТРОИТ
, и если я з в и т, то т а к, чтобы
эффектно было, Потому что
ЮМОРОМ
обладали в с е .
Был один случай, к о г да Карамзин написал э с с е и мучился, не
мог придумать н а з в а н и е. Карамзин написал е го в течение в е ч е п а,
находясь в очень неопределённом каком-то с о с т о я н и и, а наутро в
этом доме появился З а х т и н. Володя Карамзин с к а з а л: "Не з н а в, к ак
н а з в а т ь ". Бахтин, пробежав глазами коротки;;, в <! машинописных
листа т е к с т, тут же выдал: "Прочь с п е с та к а т а с т р о фы ". И это было
с т р о п р о ц е н т н ое попадание. Карамзин с к а з а л: "Бот что значит ч у т ьё
к тексту и п р о ф е с с и о н а л и з м, понимание т о г о, что есть л и т е р а т у п а ".
Название этому произведению Бахтин придумал моментально, причём
я понимаю муки К а р а м з и н а, т е к ст очень короткий, но в е с ь ма с п р е с-
сованный. И увидеть пружину, стержень э т о го п р о и з в е д е н и я, по-
своему с п о р н о г о, у д а л о сь именно Бахтину. Ото лишний р а з д о к а з ыв а-
е т , что они были очень близки, понимали д р уг д р у га с п о л у с л о в а.
" С . " - Р а с с к а ж и те о б и с т о р ии " Ме т р о п о л я ".
И . В . - Я помню, что Б о р и су позвонил В а ся Аксёнов и с к а з а л, что
вот у н ас в о з н и к ла т а к ая замечательная идея с о б р а ть с б о р -
ник, мы будем е го т о л к а т ь, п р о б и в а т ь, давайте ваших ленинградцев.
Аксёнов был в С о ю з е, но думал ля он уже об о т ъ е з д е, я не з н а ю.
Б о р ис организовывал ленинградскую группу, он сделал большой макет
э т о го "Кетрополя" - огромный альбом, н а в е р н ое р а з м е р ом с ватма-
новский лист,' и на эти листы наклеивались машинописные листы.
Этот экземпляр был у н а с д о м а, и я своими руками отдала е го П е т ру
Кожевникову, как у ч а с т н и к у. Почему я это сделала, я не знаю до
сих п о р . Я это сделала с р а з у после смерти Б о р и с а. У меня была
п р о с то п о т р е б н о с ть людям что-то р а з д а т ь.
99
					
				
				

					
				
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                
                    
                

