Previous Page  115 / 190 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 115 / 190 Next Page
Page Background

руками, но тут вше л стоп.

Тот, чьи буквы не влазят в печатный станок (а это так, что

же делать, они у нас какие-то такие не такие), тот привык орудо-

вать тем более пером. Я изучил перо насквозь, я знал его нажимы,

росчерки, тёмные кляксы и блестящие стороны, зовущие впредь. Я

знал, когда оно будет царапать бумагу, и я миновал, чтоб цара-

пать бумагу. Когда же оно разгонялось от гладкости - от гладко-

сти кончались чернила в пере.

Но теперь повсеместно перо переделалось. Оно перестало быть

чернильным, заострённым, оно в каждой третьей держащей руке за-

менилось на шарик. А шарик - известное дело - он круглый. Он не

стоит, а стойкость дело нужное в деле пера. И вообще, в нём есть

что-то собачье, он сучьей породы, тогда как в прежнем пере было

слышно крыло.

Приходилось заново учить круглый шарик, не умея нажима,

чтоб нормально писать безо всяких кино.

Я начал, и шарик покатился псу под хвост:

"От топота ног стоял шум и летела пыль..."

Какой шум? Зачем летела? Ах, я хотел что-то такое, что-то

эдакое! чтобы мысль летела. Я не хотел полёта пыли, так как не

было топота, не было ног; не было ног - не стоял шум, шум не

стоял - не летела и пыль, которая летает от действия шума, вер-

нее, действия топота, а точнее - ноги. Всё наврал проклятый ша-

рик. Писать надо было не так.

Писать надо так, чтоб в квартире было тесно, а мыслям про-

сторно. Писать надо так, чтобы слов было мало, а листов было

много. Писать надо экономически. Один писатель советовал мне

писать просто: взошло солнце, и запели птички. Он так просто и

писал, хорошо писал, жаль, что несколько повредился в уме.

Я затопил печку. В печке царила атмосфера взаимности. Я

оглянулся. Жизнь проходила в обстановке причинности. Я сел за

стол и писал и глядел на себя, на письменного, в малое зеркаль-

це. В зеркальце я отражался, что пишу и гляжу в зеркальце. Веэ-

де у меня отражался вопрос. Ответ не отражался нигде. Писать

надо так, писал я , глядя в зеркальце, чтобы вопросам было тесно,

а ответам не было мучительно больно. Чтобы хорошо писать, стра-

дать надо, страдать. Но хорошо писать бы так, чтобы не очень

навсегда пострадать и вернуться.

Писать надо т а к- но писать надо не так.

ИЗ