рой этаж и четким шагом направился по коридору мимо
застывших, словно тени, лакеев.
В приемной его встретил безукоризненный, как и его
мундир, поручик — новый флигель-адъютант. И зы скан
ным жестом указав на дверь, ведущую во внутренние по
кои, он сказал:
— Вас ждут, ваше сиятельство. Только сейчас справля
лись...
Дверь мягко отворилась и впустила генерал-адъютанта
в просторную залу, посредине которой возвышался мас
сивный стол, окруженный стульями. В центре его — крес
ло, по правую руку, вдоль стены, еще стулья. На стене,
за креслом , от пола до потолка портрет брата Николая
Павловича — царя Александра I. Почти рядом с ним в
углу — «солдатская» кровать, застеленная плоским , как
доска, матрацем, с жесткой подушкой и суконным одея
лом. В ногах лежит скатка из старой шинели. На стене раз
вешаны шпаги, кинжалы с серебряными, медными, зо
лочеными рукоятками, пистолеты...
Царь сидит в кресле; за спиной его, точно недремлю
щий страж, — Александр I. Николай одет в легкий темный
сюртук, застегнутый на все пуговицы, без погон. Перед ним
на столе карта военных действий, бюст шурина — короля
Пруссии Фридриха Вильгельма III, бумаги. У царя, как и у
Бенкендорф а, высокий лоб, красивое, с гладкой белой
кожей лицо.
В кабинете все так же, как было четыре, пять дней
назад. Другим стало только лицо Николая — пасмурное и
холодное.
— Здравия желаю, ваше величество.
— Проходите, пожалуйста.
В самом деле, царь не поднялся навстречу, как это де
лал раньше, не взял под локоток и не похлопал по сп и
не, не усадил в кресло напротив себя.
— Пожалуйста, граф, прошу вас. Вы безгрешны , как
ангел: сию минуту я вспоминал о вас.
— Ох, ваше величество, о грехах бы лучше и не гово
рить. Не знаю , как земля носит.
— Но, но, граф, не наговаривайте на себя, — шутливо
погрозил пальцем царь Бенкендорфу.
Нет, не изменилось, пожалуй, и лицо государя. И ге
нерал-дипломат начал двигать фигуры-новости. Отметая
пеш ки-новости , он выпустил сразу новость-ферзя.
5