бьется не один сельский батыр, но не всем она дается.
Ведь на агатуй съезжается люд со всей округи. И вот только
одному выпало такое счастье — Шырттану Имету из Ут-
ламыша.
Михаля пригласил чествовать победителя местную кра
савицу Арихве, просватанную девушку, — в симек у них
намечается свадьба. Держа в руках вышитый ею самой сур-
бан, Арихве с поклоном поднесла его Имету. Под пение
славящих победителя частушек Михаля надел на Имета
пиджак, Арихве пришила двумя-тремя стежками Имету
на спину сурбан, после чего утламышцы снова приня
лись подкидывать вверх своего героя...
Начался завершающий этап агатуя. Участников скачек
еще загодя проводили на Чепкасинское поле: им пред
стояло проскакать четыре версты. Чтобы расчистить до
рогу всадникам, зрителей разделили на две половины,
образовав людской коридор.
Девушки, которые должны были одаривать победите
лей бегов, подошли к Михале, и среди них — Селиме и
ее ровесница Мерчень с Новой улицы. В честь праздника
Мерчень надела на голову белый колпак, спереди рас
шитый жемчугом, а сзади завершенный с трех углов бу
сами и развевающимися на ветру шелковыми кистями.
Подарки лежат и на столе, и под столом. Самый боль
шой узел Михаля вручил Селиме. Наказав девушкам не
отлучаться — победителям скачек они сами, своими ру
ками, должны вручить призы, — он снова отошел к бо
гатеям во главе с Кандюком. Дело это всегда было почет
ным, и поручается оно самым красивым да знатным доч
кам сельских богатеев. Избранная для подобной почести
девушка считается уважаемой не только в своем селе, но
и во всей округе. Об этом свахи никогда не забывают на
помнить жениху, когда сватают ему невесту.
Ну а насчет Мерчень спору нет — дочка Узалука, она
и в прошлом году вручала первый приз победителю. Ко
нечно, Мерчень и в этот раз не сомневалась, что эта доля
достанется ей же, но вот нашли на ее беду Селиме...
Наверно, это Михаля Чумельке придумал такое своей
худой головой! А Селиме стоит возле стола смущенная,
разрумянившаяся, не смеет слова молвить. Она — не из
богатой семьи, а из самой что ни на есть рядовой, мож
но сказать, даже бедной. Что-то скажут о ней люди?..
— Дядя Михаля, — обращается она к Чумельке, — я
ведь совсем не знаю этих обычаев, может, кому другому
прикажете? Пожалуйста...
74




