

— Как ты считаешь, хозяин, ува
жают тебя соседи? — спрашивает он
мужика.
— Да, признаться, как-то не заду
мывался над этим,— отвечает мужик.
— А хочешь, я сделаю так, что не
только соседи, а и все будут с тобой
еще издали здороваться, в пояс кла
няться?
Представил себе мужик такую кар
тину: идет он по селу, а все с ним
здравствуются и захотелось ему, что
бы не только в мыслях, но и наяву
так было.
— Хорошо бы, если сумеешь, —
сказал он работнику.
— Тогда слушай меня и запоми
най,— приступил к делу работник.—
Я научу тебя готовить чудесное
питье. Делать надо так...
И он начал рассказывать, как и что
надо делать.
— Возьми вот такую кадку с зер
ном и залей водой. Когда зерно раз
мокнет, его надо вынуть из кадки,
раскинуть по полу и подержать, по
ка не прорастет. А как прорастет,
положить в печь, высушить и смо
лоть на мельнице. Да смолоть не как
обычную муку, а покрупнее. Полу
чится солод. Считай, половина дела
сделана. Остается солод распарить,
а потом в котле поварить. Дать осты
нуть, а на другой день еще раз про
кипятить и через корыто, соломой
накрытое, процедить. Получится сус
ло. Его уже можно пить, оно очень
сладкое. Но еще лучше вылить его
в кадку и положить туда хмелю да
дрожжей и накрыть чем-нибудь теп
лым. Целые сутки пусть все это бро
дит, а потом что и надо сделать —
так это выловить хмель и питье про
цедить через сито. Все. Можно пить
на здоровье. Старый попьет — помо
лодеет, молодой -— повеселеет. Одним
словом, волшебный напиток; начнешь
пить и не оторвешься.
Хозяин послушал-послушал работ
ника и не устоял перед соблазном от
ведать чудесного питья. Позвал он
сына, и они вместе начали готовить
солод.
В скором времени солод был го
тов. Но где взять хмеля?
— Хмеля много в лесу,— подска
зал им работник.
Принесли хмелю. Дрожжей нет.
Черт подошел к кадке, плюнул в сус
ло, сусло зашипело и начало бро
дить.
— Чтобы каждый раз не ходить
в лес, хмель можно растить и в ого
роде,— продолжал их учить черт в
образе работника.— А дрожжи бу
дете брать со дна кадки. Что оседает
на дно — это и есть дрожжи.
Когда питье было готово, хозяин
с сыном назвали родственников, со
седей и всяких других гостей. Черт,
предвкушая интересное зрелище, при
гласил на него своего старшого.
Не прошло и часа, как в доме буд
то кто все вверх дном перевернул.
Молодые повеселели, старые помоло
дели. Еле передвигавшие ноги стару
хи и те пустились в пляс. Вместо
барабана пошла в ход печная заслон
ка — на ней сама хозяйка подыгры
вала плясуньям. Кто пляшет, кто
поет, а кто уже и в драку полез или
под стол сполз и на полу валяется.
Главный черт сидит в уголке, ра
дуется, людские грехи в свою кни
жечку записывает. Потап, как свой
человек, сидит на середине избы и
даже ноги вытянул. Хозяйка несла
очередной кувшин чудесного напит
ка, спьяну споткнулась о ноги работ
ника, упала и разбила кувшин. Муж
увидел разбитый кувшин, пожалел
разлившийся напиток и в сердцах
ругнул жену:
— Э-, шайтан тебя возьми, не
глядишь под ноги, и кувшин разбила,
и столько добра разлила.
16