

мя камнями, смешал с водой и стал
есть вместо меда.
Так появился сюгур — хлеб.
А Якиш был унесен злым духом
в преисподнюю. Там злой дух сделал
из его злого сердца червей, убиваю
щих теперь молодых пчел, а из тела
сделал мышей, поедающих воровски
тот хлеб, который добывается чело
веком.
КАК ЧУВАШИ НАЧАЛИ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЕРПОМ
Г в ч
Д ыло вРемя> когда чува-
V—^ ши убирали хлеб, выдер
гивая его из земли. И вот в те еще
времена как-то шли полем чуваши-
крестьяне и увидели — лежит у доро
ги что-то похожее на тонкий полу
месяц, а около того полумесяца рожь
ровно и чисто, будто ножницами,
срезана.
— Поглядите-ка, какой-то зверек
состриг рожь, а теперь вон лежит,
скорчившись,— сказал один из му
жиков.
— Говорят, хлебный червь появил
ся — не он ли так чисто срезал ко
лосья? — высказал
свою
догадку
другой.
Стоят, смотрят на серп, а близко
подойти боятся. Один, посмелее, под
крался к серпу, веревку от лаптя
привязал к ручке и тихонько потя
нул. Остальные на всякий случай
разбежались. Однако видят, что ни
чего страшного не происходит, и ре
шили:
— Потащим его в деревню.
Храбрец тянет за веревку, серп по
кочкам прыгает, позванивает.
— Смотри, крепче держи, неровен
час, еще убежит,— советуют тому, кто
за веревку серп тащит.
Пришли в деревню. Весь народ
высыпал поглядеть на диковину.
— Что за невидаль? — друг у дру
га спрашивают.
— Это ржаной червь,— отвечает
тот, который притащил этого «червя»
в деревню.
Тут подошел один человек, неза
долго перед этим побывавший в Ка
зани, и сказал:
— Никакой это не червь, а серп.
Давно бы и нам надо убирать хлеб
такими серпами.
КАК
У
ЧУВАШЕЙ
ПОСЕЛИЛИСЬ ДЕНЬГИ
огда-то в старопрежние
времена шла
вниз
по
Волге лодка. Шла-шла и в одном ме
сте пристала к берегу. В лодке нахо
дились семь разного достоинства мо
нет: копейка, семишник, пятак, гри
венник, двугривенный, полтинник и
целковый. Они, говорят, ездили по
белу свету и искали для себя новые
места.
Лодка пристала к правому крутому
берегу. На горе виднелось большое
чувашское село. Целковый, как самый
старший, приказал полтиннику:
13