

По
соседству с Улыпом жил куз
нец-богатырь Азамат. Решил А за
мат помочь своему соседу. З а семь
дней и ночей он сковал узорчатый,
сверкающий семыр цветами мост.
Один конец моста упирался в горы
Арамази, другой опускался на волж
ские луга.
Улып со своей женой перегнал свои
стада по этому мосту на волжский
берег. И как только все стада пере
шли через мост, он исчез, стал не
видим.
Теперь этот семицветный мост
можно видеть только в ясную погоду
после дождя. Вот почему чуваши воз
никающую после дождя радугу на
зывают Мостом Азамата.
ЧЕМЕНЬ
древности среди наших де
дов и прадедов жил, гово
рят, один богатырь по имени Чемень.
Всегда одетый в воинские доспехи,
он разъезжал на белом коне по
чувашской земле и охранял ее грани
цы от врагов. Богатырская слава Че-
меня была громкой, его знали далеко
за пределами родной земли, и сре
ди врагов не находилось охотников
меряться с ним силой и молодецкой
удалью.
Прожил Чемень долго. Но пришло
время умирать
богатырю. Перед
смертью он собрал всех чувашей и
сказал:
— Мне пришла пора умирать.
Как умру, похороните меня вместе
с моим конем и богатырскими доспе
хами. Если нападут враги и я вам
понадоблюсь, придите на могилу и
позовите меня: «Чемень! Чемень!»—
и я выйду к вам на помощь.
Умер богатырь. Похоронили его,
как он и просил: вырыли в горе
большую могилу, одели умершего в
воинскую одежду и посадили на ко
ня, а рядом положили щит и меч.
Чемень умер, а его слава, его имя
остались в народе, в его памяти.
О ратных подвигах богатыря стари
ки рассказывали сыновьям и вну
кам.
Однажды весной, когда молодежь
рядом с курганом, в котором был по
хоронен Чемень, водила хороводы,
парни вспомнили о богатыре. Вспом
нили передаваемые из поколения в
поколение его слова о готовности в
лихую годину прийти «а помощь
своему народу. Молодым парням
очень хотелось посмотреть на бога
тыря.
— А давайте позовем его,— пред
ложил один из них.
Парни пошли на курган и хором
закричали:
— Чемень! Чемень!
Земля разверзлась, и из кургана
выехал Чемень на белом коне в
одежде воина и воинских доспехах.
Парни перепугались, но Чемень их
не тронул. Он пустился в свой зна
комый путь, объехал всю чувашскую
землю и вернулся в курган.
С тех пор на чувашских детей на
пал мор. И малые, и большие ребята
мрут да и только. Старики собрались
вместе, говорят меж собой:
— Это Чемень, наверное, посылает
мор на наших детей, обиделся, что
его напрасно потревожили.
Пришли старики на курган, заколо
ли быка, и дети перестали умирать.
С тех пор Чеменю каждый год при
носят в жертву быка.
10