Previous Page  95 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 95 / 178 Next Page
Page Background

91

нет и не дол^сно быть художников, ибо бытие там идеалыю-н

но. . И - наоборот - чем более в обществе и в конкретном

ке наблюдается отход от нормы-идеала, тем более вероятно

ние энергии сопротивления ненормальности, энергии, из котор

на мой взгляд, и вырастает искусство. Естественно, на пра

все намного слотее итоньше. Но принцип заполнения искусс

пропасти между реальным (как правило не-нормальным) и идеало

всегда явственно ощутим.

"Сейчас я начинаю новую картину, - писал лЛорловский

марте 1973 года. - 0 чем? Ей-богу, пока вам не знаю, гложет

0 ностальгии по детству, может быть, о желании отдать дол

фигуральном смысле, конечно). Не знаю, что из этого всего

А вообще все более или менее в порядке. Правда, устал ч

сердце стало побаливать, комплексы разыгрываются. В общем,

реживания из области "смысла и бессмыслица". ^

Разве это письмо не рифмуется внутренне с высказывани

Федерико Феллини о "Восьми с половиной": "И я сказал себе:

теперь поведай историю человека, глубоко растерянного и, ка

.твоем случае, кинорежиссера, который искренне, впорыве пол

доверия рассказывает о своих сомнениях, о своем смятении,

их надеждах, о своих снах, о своих заботах, то есть рас

все о себе самом".* Я думаю, что эти автохарактеристики

серов как рецензии на фильм другого. Воистину: "У черных е

чувство ритма, убелых - чувство вины", - как поет Борис Г

бенщиков. И очень показателен факт "национальной архетипичн

ти" этих двух вершинных достижений мирового кинематографа.

другой стороны, уФеллини даже больше, чем у Тарковского -

торяемость образов и мотивов, разбросанных по разным фильм

сконцентрированных в "Восьми с половиной".

Что же есть фильм "Зеркало" А.Тарковского в контексте

вой культуры? Когда начинаешь мысленно обозревать всю истор

кинематографа, хронологически совпадающую с рамками 20го век

то видишь даже, пожалуй, несколько десятков "очень хороших

мов" - ту киноклассику, которая есть карта отправных точек

но - но, как ни странно, "вертикальных" произведений, вмещаю

1

Искусство кино. 1988. ],' 12. С.73.

ш

Феллини Ф. Сб. М., 1968. С.218.