09
осознание себя зрителем.
Кстати, о мозаичности:многие зрители и критики почему-
считают, что фильм начинается со сцены "Ямогу говорить" - о
эмоционально и ассоциативно сильной. Но на самом деле - в
вом кадре фильма "современный" мальчик (как мы потом узнае
сын героя)подходит к стоящему в комнате телевизору и вкл
его. Эта как бы первая фраза фильма, дающая возможность п
положить, что весь последующий фильм - есть некий "телепот
который мы-зрители-и смотрим. И это - одно из оправданий
ности структуры "Зеркала", ибо "мозаичность" - есть одно из
ных свойств телевидения, очем прекрасно писал один из гл
теле-теоретиков М.Маклгаэн.
"Эстетически "Зеркало" находится в центре всей советской
кинокультуры. И оно - исток исканий последующих лет: и све
сгущепньй .'гиперреализм фильма А.Германа "Мой друг Иван Ла
и монтажно-документалыше построения "Скорбного бесчувствия",
и даже социальный авангардизм части параллельного кино - вс
они как бы предвоплощепы в "Зеркале".
В "Зеркале" Тарковский постулирует
ВЕОД
кинематографа в
"серьезных" искусств. Подобно Мандельштаму, вчьих стихах бы
20-х годов входил в классическую культуру, сопрягаясь с гр
кими богами в одном стихотворении,-так и в "Зеркале" Тарков
рифмует кинопортрет М.Тереховой с полотном Леонардо да Вин
а историческую мудрость Пушкина с "новейшей историей" гражд
ской войны в Испании и с безвременьем начала 70-х годов.
сам фильм - уже живая классика, ибо время рассудило - и
14 лет после выпуска фильм воспринимается без всяких пред
вий и с идок и так же впечатляет зрителя.
"Зеркало" - четвертый фильм А.Тарковского. Четвертый из
семи. Фильм кризиса, как "Восемь с половиной" Федерико Фел
и так же, как и уФеллини, кульминация всего его творчест
Сейчас, после физической смерти Андрея ^-арковского, ег
творчество предстает необыкновенно цельным, как бы единым
шим фильмом, который он снимал всю свою жизнь, И этот ф
страивает космос Тарковского. Космос трагический, но гармо
ный. Ибо художник на то и посылается в мир, чтобы.отражая




