Previous Page  93 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 93 / 178 Next Page
Page Background

09

осознание себя зрителем.

Кстати, о мозаичности:многие зрители и критики почему-

считают, что фильм начинается со сцены "Ямогу говорить" - о

эмоционально и ассоциативно сильной. Но на самом деле - в

вом кадре фильма "современный" мальчик (как мы потом узнае

сын героя)подходит к стоящему в комнате телевизору и вкл

его. Эта как бы первая фраза фильма, дающая возможность п

положить, что весь последующий фильм - есть некий "телепот

который мы-зрители-и смотрим. И это - одно из оправданий

ности структуры "Зеркала", ибо "мозаичность" - есть одно из

ных свойств телевидения, очем прекрасно писал один из гл

теле-теоретиков М.Маклгаэн.

"Эстетически "Зеркало" находится в центре всей советской

кинокультуры. И оно - исток исканий последующих лет: и све

сгущепньй .'гиперреализм фильма А.Германа "Мой друг Иван Ла

и монтажно-документалыше построения "Скорбного бесчувствия",

и даже социальный авангардизм части параллельного кино - вс

они как бы предвоплощепы в "Зеркале".

В "Зеркале" Тарковский постулирует

ВЕОД

кинематографа в

"серьезных" искусств. Подобно Мандельштаму, вчьих стихах бы

20-х годов входил в классическую культуру, сопрягаясь с гр

кими богами в одном стихотворении,-так и в "Зеркале" Тарков

рифмует кинопортрет М.Тереховой с полотном Леонардо да Вин

а историческую мудрость Пушкина с "новейшей историей" гражд

ской войны в Испании и с безвременьем начала 70-х годов.

сам фильм - уже живая классика, ибо время рассудило - и

14 лет после выпуска фильм воспринимается без всяких пред

вий и с идок и так же впечатляет зрителя.

"Зеркало" - четвертый фильм А.Тарковского. Четвертый из

семи. Фильм кризиса, как "Восемь с половиной" Федерико Фел

и так же, как и уФеллини, кульминация всего его творчест

Сейчас, после физической смерти Андрея ^-арковского, ег

творчество предстает необыкновенно цельным, как бы единым

шим фильмом, который он снимал всю свою жизнь, И этот ф

страивает космос Тарковского. Космос трагический, но гармо

ный. Ибо художник на то и посылается в мир, чтобы.отражая