88
Герой йильма, чей голос мы слышим, ни разу не ув
лица, своеобразное занавешенное зеркало, альтер эго автор
выпускает из кулака птицу - и в другом фильме это мог
затся "дурной аллегорией", но в "Зеркале" ты понимаешь,
чувствуешь, что "так оно и было" - что это та художеств
правда - образ, - которая подобна реальной действительнос
магический кристал, проявляющий обычно скрытую внутреннюю
ность человека, часто определяющую поступки человека бол
обыденный, поверхностный, внешний мир.
"Я замечал но себе, что если внешний, эмоциональный
образов в фильме опирается на авторскую память, на род
чатлении собственной жизни и ткани картины, то он спос
ционально воздействовать на зрителя", - писал Тарковский в
году
Е
статье "^олярис" - без экзотики". И эта общая эм
ная память есть стержень, на котором строится "Зеркало"
лий Эфрос в книге "Профессия: режиссер" так писал об одн
начальных эпизодов фильма: "...женщина так сидела на берез
реечке, она была так причесана и так одета, она сидел
позе и так смотрела, она б ла так снята, так перед
простирался некий простор, что возникало чувство родства
И я сам вспоминаю свое ожидание отца в детстве на дач
Мокрый асфальт дороги. Поздней электричкой должен приеха
Его все пет.Свежеет. Я жду - сейчас он приедет. Остро
счастья.
Тарковский постоянно использует прием "недоговореннос
Вот мать сидит на заборе и .дот отца. "Если он не пр
он не придет никогда", - говорит авторский голос за кад
почему он не приходит? Бросает семью? - Но в конце войны
является в доме. Его могут арестовать? (действие происход
то в середине 30-х годов) - Могут, но прямо об этом тож
::е говорится.
Л
как бы мы пи хотели понять, почему мат
дождется, непосредственно из фильма мы этого так и не
Но выявленное эмоциональное сопереживание, возбужденное с
полностью отвечает замыслу режиссера. А смысл остается о
мы сами заполним его, иэто придает воспоминанию о фильм
больпую достоверность - ибо опыт режиссера сольется чере
кино с нашим опытом, с помощью фильма извлеченным из г
кой-то "детской", неосознанной наш вполне, но исподволь м
на нас влияющей памяти. Так через фильм происходит соб




