Previous Page  92 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 92 / 178 Next Page
Page Background

88

Герой йильма, чей голос мы слышим, ни разу не ув

лица, своеобразное занавешенное зеркало, альтер эго автор

выпускает из кулака птицу - и в другом фильме это мог

затся "дурной аллегорией", но в "Зеркале" ты понимаешь,

чувствуешь, что "так оно и было" - что это та художеств

правда - образ, - которая подобна реальной действительнос

магический кристал, проявляющий обычно скрытую внутреннюю

ность человека, часто определяющую поступки человека бол

обыденный, поверхностный, внешний мир.

"Я замечал но себе, что если внешний, эмоциональный

образов в фильме опирается на авторскую память, на род

чатлении собственной жизни и ткани картины, то он спос

ционально воздействовать на зрителя", - писал Тарковский в

году

Е

статье "^олярис" - без экзотики". И эта общая эм

ная память есть стержень, на котором строится "Зеркало"

лий Эфрос в книге "Профессия: режиссер" так писал об одн

начальных эпизодов фильма: "...женщина так сидела на берез

реечке, она была так причесана и так одета, она сидел

позе и так смотрела, она б ла так снята, так перед

простирался некий простор, что возникало чувство родства

И я сам вспоминаю свое ожидание отца в детстве на дач

Мокрый асфальт дороги. Поздней электричкой должен приеха

Его все пет.Свежеет. Я жду - сейчас он приедет. Остро

счастья.

Тарковский постоянно использует прием "недоговореннос

Вот мать сидит на заборе и .дот отца. "Если он не пр

он не придет никогда", - говорит авторский голос за кад

почему он не приходит? Бросает семью? - Но в конце войны

является в доме. Его могут арестовать? (действие происход

то в середине 30-х годов) - Могут, но прямо об этом тож

::е говорится.

Л

как бы мы пи хотели понять, почему мат

дождется, непосредственно из фильма мы этого так и не

Но выявленное эмоциональное сопереживание, возбужденное с

полностью отвечает замыслу режиссера. А смысл остается о

мы сами заполним его, иэто придает воспоминанию о фильм

больпую достоверность - ибо опыт режиссера сольется чере

кино с нашим опытом, с помощью фильма извлеченным из г

кой-то "детской", неосознанной наш вполне, но исподволь м

на нас влияющей памяти. Так через фильм происходит соб