154
бить, забудутся, как сочинения многих других писателей, но если
категория эта была верной, если я правильно судил, видя в ее
утверждении свою (отнюдь не веселую и благодарную) задачу, если
мне было дано провести ее, хотя бы ценой тяжелых испытаний и
жертв, то я останусь жить, а вместе со мной и мои сочинения.
При той рассудочности, до которой дошло человечество в
своем развитии, единственное спасение христианства в категории
единицы. Без этой категории победа за пантеизмом. Несомненно,
ПОЯЕЯТСЯ
люди, которые сумеют пользоваться этой категорией луч-
ше меня, ведь им не придется трудиться над введением ее, но
категория "единица" есть и останется чихотной травой, способ-
ной отрезвлять людей, есть и останется той тяжестью, которую
приходится налагать на людей, причем лица, применяющие эту ка-
тегорию должны обладать особой диалектикой, сообразно с господ-
ствующей путаницей в понятиях.
Я берусь сделать христианином каждого, кого мне удастся
заставить приобщиться к категории "единицы"*, или, во всяком
случае, ручаюсь в том, что каждый, приобщаясь к этой категории,
станет христианином.
В
качестве "единицы" он один, один во всем
мире, один - перед лицом Бога, а тогда за послушанием дело не
станет. Всякое сомнение опирается в конце концов на обман чувств,
на воображение, что нас, дескать, много,
за
нами все; челове-
чество в конце концов как таковое, может импонировать Богу
(как народ импонирует королю и публика министру) и само стать
божеством. Пантеизм - оптический обман, созданный туманами вре-
менного, мираж, вызванный отражениями пр
и
ходящего, который пре-
тендует быть вечностью.
Но категория единицы не предмет преподавания, она этичес-
кое средство, применение которого требует большого мастерства,
связанного на практике с опасностью, а иногда
даже
грозящего
жизни того, кто
ее
применяет. Ибо в глазах своенравного рода
человеческого, этих полчищ сбитых с толку
людей,
наивысшее
в
божественном смысле всегда будет сочтено
своего рода
"оскорб-
лением величества", "поруганием рода", "толпы", "публики" и
т . д .
Категория единицы была применена впервые чисто диалекти-
чески Сократом для упразднения язычества. В христианстве она
будет использована вторично, чтобы сделать людей (номинальных
христиан) истинными христианами.




