Previous Page  158 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 158 / 178 Next Page
Page Background

154

бить, забудутся, как сочинения многих других писателей, но если

категория эта была верной, если я правильно судил, видя в ее

утверждении свою (отнюдь не веселую и благодарную) задачу, если

мне было дано провести ее, хотя бы ценой тяжелых испытаний и

жертв, то я останусь жить, а вместе со мной и мои сочинения.

При той рассудочности, до которой дошло человечество в

своем развитии, единственное спасение христианства в категории

единицы. Без этой категории победа за пантеизмом. Несомненно,

ПОЯЕЯТСЯ

люди, которые сумеют пользоваться этой категорией луч-

ше меня, ведь им не придется трудиться над введением ее, но

категория "единица" есть и останется чихотной травой, способ-

ной отрезвлять людей, есть и останется той тяжестью, которую

приходится налагать на людей, причем лица, применяющие эту ка-

тегорию должны обладать особой диалектикой, сообразно с господ-

ствующей путаницей в понятиях.

Я берусь сделать христианином каждого, кого мне удастся

заставить приобщиться к категории "единицы"*, или, во всяком

случае, ручаюсь в том, что каждый, приобщаясь к этой категории,

станет христианином.

В

качестве "единицы" он один, один во всем

мире, один - перед лицом Бога, а тогда за послушанием дело не

станет. Всякое сомнение опирается в конце концов на обман чувств,

на воображение, что нас, дескать, много,

за

нами все; челове-

чество в конце концов как таковое, может импонировать Богу

(как народ импонирует королю и публика министру) и само стать

божеством. Пантеизм - оптический обман, созданный туманами вре-

менного, мираж, вызванный отражениями пр

и

ходящего, который пре-

тендует быть вечностью.

Но категория единицы не предмет преподавания, она этичес-

кое средство, применение которого требует большого мастерства,

связанного на практике с опасностью, а иногда

даже

грозящего

жизни того, кто

ее

применяет. Ибо в глазах своенравного рода

человеческого, этих полчищ сбитых с толку

людей,

наивысшее

в

божественном смысле всегда будет сочтено

своего рода

"оскорб-

лением величества", "поруганием рода", "толпы", "публики" и

т . д .

Категория единицы была применена впервые чисто диалекти-

чески Сократом для упразднения язычества. В христианстве она

будет использована вторично, чтобы сделать людей (номинальных

христиан) истинными христианами.