151
ИЗ ДНЕВНИКОВ
/1853-1855/
Я счастлив только когда творю. Тогда язабываю все
ские страдания и неприятности, всецело ухожу в свои мыс
ит же мне сделать перерыв хоть на нестолько дней, и я
нетен душою, голова моя тяжелеет. Чем объяснить такое не
жимое влечение к работе мысли?
х х х
"Толпа" - вот главный сюжет моей полемики. Тут я уче
Сократа. Я хочу отрезвить людей, хочу обратить их внима
самих себя, на свою жизнь и предостеречь их от напрасн
ли. Баричи-писатели считают вполне естественным, что бездн
ловеческих жизней пропадает задаром; они пальцем не пошев
чтобы предотвратить такое зло, как будто бы все это мно
людей для них не существует вовсе.
Не хочу подражать им.Хочу открыть толпе глаза и,ес
не поймет меня добром, заставлю насильно. Надо, однако, п
меня.
Я
не хочу бить толпу (одиночка не может бить ма
я хочу заставить ее бить меня. Вот в каком смысле толь
в ход Насилие. Раз толпа примется бить меня, внимание с
воле должно пробудиться. Еще лучше, если она убьет меня
да внимание ее сосредоточится всецело, астало быть, и п
моя будет полной. Вэтом отношении я бедовый диалектик.
уже многие говорят: что вам за дело до Киркегора. Вот
дадим! По ведь говорить,что им чет до меня дела и вто
стремиться задать мне - означает уже известную зависимост
меня.
Люди, собственно еще не так испорчены, чтобы прочно,
мерением делать зло. Обыкновенно они бывают ослеплены и
ведают, что творят. Все же дело в том, чтобы так или и
вать их на решительные действия. Ведь то же бывает и
Часто упрямясь в мелочах, но не доходя до открытого ос
отцу, ребенок может постепенно незаметно испортиться вкон
Если же отец вовремя примет меры, вкьовет ребенка на к
столкновение - ребенок на пути к спасению. Возмущение "то
потому и имеет такую силу, что ей уступают дорогу,и он




