Previous Page  144 / 178 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 144 / 178 Next Page
Page Background

140

Меня смущаетъ въ „релипозныхъ искашяхъ совре-

#

мепности" одна психологическая черта -отсутств1е

стыдливости. У россШскихъ „мистическихъ мыслите-

лей", съ Мсрежковскимъ во главЬ, споръ о БогЬ npi-

обрЬтаетъ характеръ литературнаго состязашя.. Ре-

липя въ наши дни — исключительно вопросъ личной

совести. Да и всегда было такъ: дЬйствепно-релипоз-

ное молчаше, а не разговоры о божественномъ. Вотъ

почему я пе связываю эволющю русской общественной

мысли съ пресловутымънео-хримчапскимъ богоиска-

тельствомъ. Единственно-возможныйпутьдля нашей.

духовной культуры — путьевропейскаго гуманизма,

указанный памъ ещедвести л-Ьтъ назадъ великимъ

преобразователеыъ Московш. Русская интеллигенщя

долясна прежде всего научиться мыслить культурно,—

тогда только выявится и ея истинно -нащональный -viv^sa

ликъ, тотъ ликъ, который сквозитъ во всемъ подлин

:

^

помъ искусств'Ь нашемъ,—безразлично, развевалось ли

оно по образцу Византш или подъ вл1яшемъ Запада.

Величайшая нацюнальная задача русскаго—сделаться

европейцемъ; весь походъ стараго и новаго славяно-

фильства—только „ложно - русская" иллюз1я. И есть

полное основашедумать, что мы на пути къ ц^ли,

несмотря па безтолковую рознь пашнхъ идеологичс-

скихъ парт!й я литературныхъ круясковъ. Не надо

быть чрезмЪрнымъ оптимистомъ, чтобы признать именно

засовременнымъ в^комь высокую степень дарови-

тости. За посл-Ьдшя десять лЪтъ русское творчество

совершило работу цЪлаго столЪт1я. Что касается, въ

частности, художественной .культуры, то я глубоко

уб-Ьжденъ: никогдаеще Poccifl пе переживала болЪе

плодотворной эпохи. То, что Mnorie пренебрежительно

называютъ кличкой „модернизма",—признакъ настоя-

щаго роста нашего эстетическаго самосознашя. А это

все-^аки.. главное.

Ш

Сергей Мпковстй.