Огромное зеленое пространство заполнилось гулом моторов, голосами людей. Косили и
тракторами и, по старинке, косами. По обычаю девушки вышли на сенокос как на праздник, все в
белых платьях, белых косынках. Много парней, приехавших в деревню кто на каникулы, кто в
отпуск.Они держат косы с удовольствием: соскучились в городе по привычному с детства
крестьянскому труду... Девушки и парни весело переговариваются, шутят, смеются. Погода
выдалась как по заказу. Работа спорится. Густые травы, клонясь под косой, остаются лежать на
земле.
Сегодня впервые после приезда Нади я вернулась с работы пораньше. Когда зашла домой,
они с бабушкой ужинали. Увидев меня, Надя отодвинула от себя тарелку и хотела подняться, но
тут же жалобно ойкнула и села обратно. Я подошла к ней. Надя умоляюще посмотрела на меня.
Она будто ребенок. Так со страхом и надеждой смотрят на маму малыши, поранив нечаянно
пальчик и увидев кровь. В моем сердце шевельнулась жалость, руки сами собой потянулись
погладить ее льняные волосы.
- Как ты себя чувствуешь?
Надины глаза посветлели. Она взяла мою руку, прижала к себе.
- Какое доброе у тебя сердце, Галя.
Но бабушка смотрела на нее сурово.
- Надя, тебе пора учиться готовить. Сама здесь столоваешься, а мужу кто сготовит? -
спросила она.
Слово "муж" неприятно кольнуло меня, я незаметно убрала руку. От бабушки, конечно,
это не укрылось. Она продолжала выговаривать:
- Он и днем, и ночью работает, устает, ты должна понимать, Приготовить обед несложно, на
это у тебя сил хватит. Надо двигаться как можно больше, иначе рожать будет трудно.
- Бабушка, Гена и сам хорошо готовит. А я не умею.
- Учись, для этого особого ума не надо, - не сдавалась бабушка.
- Что ты говоришь? Как я могу готовить в таких условиях: у кастрюли дно в саже, у
чайника в саже, кругом сажа, - Надя недовольно скривила губы.
- Почисти. Теперь ты женщина, мужняя жена. В жизни придется брать в руки много
такого, что грязнее сажи. Что поделаешь, деревенская жизнь она и есть деревенская...
- По-твоему, женщина всю жизнь должна драить грязные кастрюли? Нет уж, коли на то
пошло, я бы сюда не приехала. Пусть сварит, если голодный, а не хочет ходить грязный - возьмет
и выстирает. Я не собираюсь быть рабыней...
Бабушка промолчала, еще раз исподлобья взглянула на Надю и придвинула тарелку с
варениками поближе ко мне.
- Ешь, Галя. Твои любимые, с черникой, - ласково сказала она.
У меня после приезда Нади кусок в горло не лезет только постоянно хочется пить.
- Спасибо, бабушка, я поужинала у косарей. Вот если бы попить. У нас нет пива?
Бабушка внимательно посмотрела на меня.
- Исхудала ты очень. И глаза запали. Давай ешь...
Я через силу съела небольшой вареник. Вскоре мы вышли из-за стола. Надя подошла к
патефону, стоящему в ушу, стала перебирать пластинки.
- Галя, я вовсю у тебя хозяйничаю... Здесь невообразимо скучно, не знаю, куда себя девать.
Все дом да сад, крохотное озеро... Сходить и то некуда. Хорошо, музыка есть, - пожаловалась она.
- О чем ты говоришь, Надя? Конечно, слушай, если нравится.
В комнате заиграл джаз. Надины глаза радостно засияли.
- Галя, ты просто не представляешь, до какой степени горожанке трудно привыкнуть к
сельской жизни. Я чувствую себя как в пустыне. Все одна да одна.
- Как одна, Надюша?
- Вот так вот, одна.
- У тебя есть муж, я ...
- А-а, с этим мужем... Он у меня в любой дыре может жить. С другой стороны, там ему и
место. Одна работа на уме. Тебя тоже никогда дома не застать, ты - пташка полевая, вечно по полям
мотаешься.
- Это и есть жизнь, Надя. Невозможно жить не работая.
Надя засмеялась.
- По-моему, Галя, люди еще при рождении делятся на две категории: одни - чтобы нести в
мир красоту, любить искусство, наслаждаться им, а другие - работать.
- Но ведь и те, кто творит искусство, тоже трудятся. Из бездельников и неумех не получаются
ни гении, ни таланты...
13