мере продвижения вперед в нашу, по-своему обособлен
ную, вселенную добавляется еще четвертая составная —
дерево. Небо выгорело на солнце и поблекло. А само солн
це топленым маслом растеклось по небу — невозможно
найти, где оно. Может быть, повсюду — отовсюду палит.
Вода—расстеленное покрывало, а лодка — разглаживаю
щий его утюг. Земля — это камни и глина, и снова камни.
Только в деревьях есть какое-то разнообразие. Вот растет
вяз. Склонилась над водой ольха. Ива по самую грудь
вошла в реку...
Зной полуденный, палящий. Зудят мухи и слепни. На
корме лодки сидит Амикан, но почти не управляет ею,
лишь слегка подгребает то одним, то другим веслом, и
лодка послушно скользит по воде. Голова Амикана обер
нута майкой. Кожа у него смуглая. Узкие глаза, как яго
ды терновника, только что омытые дождем, — блестящие,
черные. Брови широкие. Скулы несколько выдаются. Взгляд
внимательный. Как бы ни менялось настроение Амикана, эта
сосредоточенность все равно никогда окончательно не схо
дит с его лица. Кажется: что-то глубоко запрятанное, по
таенное не дает ему покоя.
Педер устроился на носу, напротив Амикана. Сейчас
он тоже с интересом оглядывается вокруг себя, но обыч
но трудно найти человека сдержаннее. А бывает и так,
что развяжется у Педера язык, и мелет он вздор без вся
кой меры, говорит и говорит... Не при чужих, только когда
рядом хорошо знакомые люди. Или малознакомые, но
умеющие его разговорить. Он стесняется посторонних. Из
страха, что его не поймут и посчитают глупым, заплета
ется язык. Друзьям же, если даже с ними и не согласен,
противоречить не смеет. Те, кто хорошо знает его и счи
тает парнем толковым, прощают находящую на него иног
да болтливость. Другие же или сторонятся его, или сразу об
рывают. Поэтому друзей у него — раз-два и обчелся. Но
они самые надежные. Такие друзья, поссорившись, обыч
но становятся самыми заклятыми врагами. Если даже
этого не случится, позднее, повзрослев, они будут стес
няться друг друга, потому что когда-то были слишком от
кровенны.
Что связало, что сдружило Амикана и Педера? Во-
первых, то, что они очень не схожи характерами. Извест
но: мы невольно тянемся к тем людям, чьих достоинств
нам, по нашему же разумению, недостает. Во-вторых,
Педер, как и Амикан, представитель «национального мень
шинства» — чуваш. Интересуется жизнью друга. Даже
13