наблюдал жизнь в самой ее гуще, изнутри, выхватывая острые
коллизии и колоритные человеческие типы. Более того,
пребывающим в состоянии эйфории братьям по литературному
цеху Е. Еллиев «В открытом письме» («Трактор», 1933, 7 кн.)
напоминает, что не совсем так (если не сказать совсем не так)
происходят процессы коллективизации на селе, как они находят
отражение в чувашской литературе. Эта тема неслучайно
становится главной в творчестве и самого автора «письма». Герой
рассказа «Ворота» Пракий, жилы вытягивая, столько сил и
здоровья истратил, чтобы стать крепким хозяином, так сказать,
середняком. Кому хочется отдавать нажитое горбом добро. Он
не торопится записываться в колхоз, куда с радостью пошла
«голытьба» с улицы Бесштанная. Есть причины для сомнений
у Пракия. «Как в бурлящем котле, перемешались люди в селе.
«Почтенные» оказались внизу, наверх вылезли безымянные
эти...» Эта сквозная тема нашла отражение в рассказах «Десять
лет спустя», «Вторая молодость», «Юбилей» и др. Автор
упомянутого «письма» был прав: колхозное движение стало
магистральной темой во всей советской литературе, но нельзя
заниматься ее профанацией, нельзя карикатурными портретами
подменять живые образы кулаков, середняков, бедняков. К
тому же, литературные образы, слово писателя могут сыграть
роль орудия для репрессий, будучи воспринятыми как средство
«воспитания» масс и мощная сила воздействия на реальную
жизнь. Е. Еллиев в дневниковых записях и говорит, что
классическая литература была человеколюбивой, а современная
чаще всего способствует разжиганию ненависти к людям.
Е. Еллиев чутко прислушивался и наблюдал изменения в
настроениях людей. Он с вдохновением и с искренним
сочувствием рассказывает о том, как люди делают первые шаги
в коллективной жизни, осваивают новые формы труда,
сплачиваются. При этом он остается честным, объективным
летописцем событий. Он —реалист, пытается понять: объек
тивны ли тормозящие новое движение трудности? Что
происходит с людьми? Сверхзадача автора рассказов связана
не с отражением внешних событий, трансформированием их в
фабульные перипетии. Талантливый художник, хорошо знав
ший русскую литературную классику и ее сильные традиции,
в частности, психологизм, как правило, исследует внутренний
конфликт, для него важна проблема нравственного выбора.
6