Previous Page  10 / 140 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 140 Next Page
Page Background

наблюдал жизнь в самой ее гуще, изнутри, выхватывая острые

коллизии и колоритные человеческие типы. Более того,

пребывающим в состоянии эйфории братьям по литературному

цеху Е. Еллиев «В открытом письме» («Трактор», 1933, 7 кн.)

напоминает, что не совсем так (если не сказать совсем не так)

происходят процессы коллективизации на селе, как они находят

отражение в чувашской литературе. Эта тема неслучайно

становится главной в творчестве и самого автора «письма». Герой

рассказа «Ворота» Пракий, жилы вытягивая, столько сил и

здоровья истратил, чтобы стать крепким хозяином, так сказать,

середняком. Кому хочется отдавать нажитое горбом добро. Он

не торопится записываться в колхоз, куда с радостью пошла

«голытьба» с улицы Бесштанная. Есть причины для сомнений

у Пракия. «Как в бурлящем котле, перемешались люди в селе.

«Почтенные» оказались внизу, наверх вылезли безымянные

эти...» Эта сквозная тема нашла отражение в рассказах «Десять

лет спустя», «Вторая молодость», «Юбилей» и др. Автор

упомянутого «письма» был прав: колхозное движение стало

магистральной темой во всей советской литературе, но нельзя

заниматься ее профанацией, нельзя карикатурными портретами

подменять живые образы кулаков, середняков, бедняков. К

тому же, литературные образы, слово писателя могут сыграть

роль орудия для репрессий, будучи воспринятыми как средство

«воспитания» масс и мощная сила воздействия на реальную

жизнь. Е. Еллиев в дневниковых записях и говорит, что

классическая литература была человеколюбивой, а современная

чаще всего способствует разжиганию ненависти к людям.

Е. Еллиев чутко прислушивался и наблюдал изменения в

настроениях людей. Он с вдохновением и с искренним

сочувствием рассказывает о том, как люди делают первые шаги

в коллективной жизни, осваивают новые формы труда,

сплачиваются. При этом он остается честным, объективным

летописцем событий. Он —реалист, пытается понять: объек­

тивны ли тормозящие новое движение трудности? Что

происходит с людьми? Сверхзадача автора рассказов связана

не с отражением внешних событий, трансформированием их в

фабульные перипетии. Талантливый художник, хорошо знав­

ший русскую литературную классику и ее сильные традиции,

в частности, психологизм, как правило, исследует внутренний

конфликт, для него важна проблема нравственного выбора.

6