Ч
асть
пегнля
.
МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ. ПЕДАГОГИКА ЖИЗНИ
237
с**'
Огниво и кремень
Давным-давно это было. Чувашей еще не было, были сувазы.
Так называли себя и наши предки, и соседи сейчас так зовут.
И вот восстали они против своего царя: больно злой и жестокий был.
Особенно ненавидел умных. Раболепию благоволил, более всего была
ему мила лесть.
С бунтарями расправился царь.
Самых смелых велел повесить, самых умных - закопать живьем,
вожаков - сжечь, сыновей - утопить, как котят, а жен и дочерей -
отдать в рабство.
Самому смирному, самому робкому из повстанцев царь решил да
ровать жизнь. Велел его упрятать в тюрьму - чтобы живьем сгноить.
В самое темное, самое сырое, самое страшное подземелье. Не сгниет,
так крысы сожрут, крысы не съедят - так с голода сдохнет, с голода не
помрет - так со страха с ума тронется. Вот так по-своему мудро решил
царь сувазов, чтобы никому неповадно было: и робкие, мудрые, мутят
воду, подрывают веру к правителям.
Бунтаря-суваза бросили в самую глубокую яму под самой высо
кой башней крепости. Царь вскоре про бунт и про бунтарей забыл
напрочь. Запамятовали и слуги верные.
И вдруг темной ночью стража прибегает и, трясясь от страха,
сообщает царю:
—Тот робкий суваз громко поет о свободе и из ногтей высекает
молнии - и в яме, и в башне аж светло, как при зарнице.
Не поверил царь. Но - в крепость поехал.
В пение тут же пришлось поверить: за стенами крепости раздава
лись повстанческие гимны и марши.
Амолнии? Сполохи огня, и правда, вспыхивали над крепостью.
Как могло случиться?
Суваз зубами откусил крошечку стали от двери, из стены казе
мата ногтями выковырнул песчинку кремня. Огниво спрятал в ног
те указательного пальца правой руки, кремень - в ногте большого
пальца левой. Сидит и бьет ногтями как ни в чем не бывало.
Сыплются искры во все стороны, возгорается пламя. Вспыхивает все
кругом - как будто блещут молнии. И не разглядеть, откуда огонь -
только ногти видать.
Задрожал царь от страха: что станет с крепостью, с царством, если
суваз стальную дверь об башню чиркнет?
Велел царь выпустить суваза на волю. Того гонят - он не хочет.
Сидит и молнию творит себе на потеху, а царю - на горе и страх.
Еле изгнали. Сам-то царь спрятался во дворце. Охрану утроил.
От этого суваза и пошли чуваши - робкие и смирные.