1 / 64 Next Page
Information
Show Menu
1 / 64 Next Page
Page Background

Ч

асть

п

стеля. МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ. ПЕДАГОГИКА ЖИЗНИ

231

IV. ДУБ И СОЛНЦЕ.

СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ПРИТЧИ, НАЗИДАНИЯ

Каков чуваш, а?

Хвалится лошадью - полоумный,

женой хвастает - безумный,

возвышает мать - самый умный.

Для нее - ничего не жаль.

ПРЕДВАРЕНИЕ

Сэтими сказками, рассказами, притчами, назиданиями хотелось бы

обратиться к мальчикам десяти-пятнадцати лет. И к их родителям тоже.

Пусть помогут выбрать, что почитать и дадут пояснение когда надо.

Как же тогда быть девочкам того же возраста? Пусть им прочитан­

ное перескажут мальчики, если прочитанное понравилось. Нет - так

пусть молчат. И думают.

Сказки, рассказы, притчи, назидания относятся к сочинениям,

специально отобранным для настоящего издания из более чем десят­

ка книг для детей: «Сказки и рассказы бабушки», «Братишкам и сест­

ренкам», «Вдружбе - сила», «Дуб и солнце», «Созвездия Земли» и др.

Меня, по-видимому, нельзя считать писателем в обычном смысле

слова. Дело в том, что я - учитель. По документам, работаю с детьми

только около сорока лет. Начинал учителем физики в семилетней шко­

ле. Затем перешел к математике и уже - в средней школе.

Аесли принять во внимание не только документы, но и судьбу, то

получится, что педагогом я тружусь уже много-много лет.

Во время войны мне, четырнадцатилетнему мальчику, доверена

была транспортная бригада. В бригаде все остальные на год, на полто­

ра были младше меня. Работа с ними была первая педагогика в моей

жизни. И их работа со мной - тоже. Та же педагогика.

Приходилось ездить много. Возили керосин, картофель, зерно, лес

и многое другое. Ездили на телеге. Возили грузы тоже на ней.

Пути дальние, скорость малая. На ночлег доводилось останавли­

ваться в разных деревнях. Чаще - в чувашских. Ночевали, однако, и в

русских, татарских, марийских, мордовских селениях.

Ночи у возчиков долгие, потому что бодрствовать приходилось

большей частью. Рассказывали друг другу сказки, услышанные где-то в

пути или на остановке, повторяли всевозможные житейские истории -

подлинные, выдуманные, а, бьггь может, и надуманные. Память сохра­

нила сотни, возможно, и тысячи сказок, рассказов, всяких историй.

Интересных, веселых, серьезных. И страшных - тоже.