

знал Зильберман — в этом хуторе он скрывался от поли
ции перед поступлением в партизанский отряд. Решили
взять его в качестве проводника, на что он охотно согла
сился. С наступлением вечера тронулись в путь. Впереди
на легковой машине ехали трое: Кальтенберг в мундире
Грюгера, Яничек и Турханов, исполнявшие роли его
шофера и телохранителя. Остальные семь человек, тоже
переодетые в немецкую форму, ехали сзади на вездеходе.
По пути они дважды встретились с небольшими автоко
лоннами противника, но никто на них не обратил внима
ния. Поэтому, когда в третий раз попался одинокий гру
зовик, Кальтенберг смело остановил его и попросил офи
цера, сидевшего рядом с шофером, поделиться горючим.
Тот не стал возражать, и двадцать литров бензина тут же
перекачали из бака грузовика в бензобак легковой маши
ны. Пока шоферы занимались этим, Конрад успел расска
зать новому «приятелю» довольно сомнительный анекдот
о Геббельсе. Хотя тот покатился со смеху, Турханов потом
выговорил Кальтенбергу за ненужный риск.
События дня убедили Турханова, что партизан нельзя
упрекнуть в отсутствии смелости и отваги — наоборот, их
надо было удерживать от необдуманных, рискованных
действий, всячески прививать чувство ответственности и
самодисциплины.
На станции «X» творилось что-то неладное. Стоило
прибыть товарному поезду, как тут же машинист требовал
несколько часов для устранения каких-то неисправно
стей в машине. Правда, хозяйство дороги давно находи
лось в плачевном состоянии и частая порча паровозов,
казалось, никого не должна была удивлять, но начальник
станции пан Бродзиловский нервничал. «Проходят же они
через другие станции, а у меня останавливаются. Ох, чует
мое сердце, добром это не кончится»,—думал он, с тоской
глядя в окно. Свободных путей становилось все меньше
и меньше.
Вот два паровоза, пыхтя и шипя, притащили тяжелый
состав с цистернами, в которых было несколько сот тонн
авиационного бензина. Просмотрев документы, пан Брод
зиловский ужаснулся: «Не дай бог, опять налетит авиа
ция! Всех заживо сожжет!»
Как раз в это время к переднему локомотиву подошел
смазчик.
— Вечер добрый, пане машинист! — сказал он, при
56