

Через всю пьесу проходит идея солидарности между
людьми труда: понял свою ошибку Ахтубай, обвинявший
в бедствиях народа Сэндиера, перешел на сторону восстав
ших Бичура, постепенно объединяется вокруг своего вожа
ка Сэндиера беднота. Пьеса, утверждая мотив неизбежно
сти конечной победы трудящихся масс над жестокостью и
насилием, глубоко оптимистична.
П. Н . Осипов является одним из тех чувашских драма
тургов, которые, как и основоположник чувашской совет
ской драмы Ф . П. Павлов, учились художественному мас
терству у А . Н. Островского. Реализм и народность —
вот чего в первую очередь добивается драматург, создавая
свои произведения. В этом отношении во всем творчестве
П. Н. Осипова наиболее показательна драма «Айдар».
Пьеса отвечает исторической обстановке в России X V I I I
века и отличается реалистической простотой. В то же вре
мя она пронизана романтикой борьбы за народное благо,
что видно прежде всего в делах и мыслях Сэндиера. Очень
романтичен в драме и пейзаж, соответствующий напряжен
ности сценического действия.
Богато представлен в пьесе этнографический материал,
главным образом — песни. Сюда же относятся и обрядовые
монологи старшего дружки. В выборе подобного материала
автор руководствовался стремлением воссоздать колорит
эпохи, отображаемой в пьесе. Некоторые места из моно
логов старшего дружки введены в пьесу почти без всякого
изменения из старинных языческих молитв. Например:
Великий Киреметь и все угодники его,
Не оставляйте нас без милости своей!
Дремучими лесами, поемными лугами,
Спешили мы сюда, всесильный Киреметь.
Богатые дары приносим мы тебе,
И данное с любовью, с любовью ты прими!
Почти за сорокалетний период своей сценической жи з
ни драма «Айдар» неоспоримо доказала свои драматиче
ские достоинства. Среди них одним из главных является
напряженность сюжетной линии. Эта напряженность не
ослабевает от экспозиции до самой развязки. В ходе р аз
вертывания сюжета полностью раскрываются характеры
основных персонажей пьесы. К достоинствам пьесы нужно
отнести и остроту конфликтных столкновений, доведение их
до решительного конца,
74